Целью статьи является обзор динамики и ключевых тенденций развития российско-китайской внешней торговли в течение последних нескольких лет. Китай — один из крупнейших производителей и экспортеров мира и важный политический и экономический партнер нашей страны. Расширение российско-китайского торгового сотрудничества, обусловленное сложившейся в мире геополитической обстановкой, и необходимость гибкого решения финансовых и логистических вопросов способствовали активизации взаимодействия российской стороны с приграничными регионами Китая (для которых Россия традиционно выступала приоритетным торговым партнером) и с самыми экономически развитыми приморскими провинциями, и даже с менее развитыми северо-западными районами Китая. Методы. Автор анализирует характер двустороннего торгового сотрудничества, его возможные точки роста и значение для обеих стран, убедительно доказывая, что впечатляющее увеличение товарооборота не всегда свидетельствует о качественном изменении товарной структуры. Выводы. В заключение отмечается, что концентрация российской стороны на сотрудничестве с китайскими партнерами ставит ее в зависимость от КНР, для которой Россия является важным, но не приоритетным внешнеторговым направлением.
Актуальность исследования обусловлена тем, что малые и средние предприятия (МСП) играют ведущую роль в экономике любой страны, поэтому представляется важным исследовать факторы, оказывающие существенное влияние на их масштабирование. Цель статьи — выявление связи или ее отсутствия между факторами макроуровня, государственной поддержки и деятельности субъектов МСП в семнадцати отраслях национальной экономики. В связи с этим авторами выдвинуто три гипотезы о влиянии мер государственной поддержки на результаты масштабирования МСП. Методы: исследование было проведено с использованием актуальных данных на основе их отбора из достоверных источников. Оценка влияния факторов на результаты деятельности субъектов МСП в различных отраслях экономики проводилась посредством построения корреляционных моделей. Научная новизна работы заключается в развитии методических положений определения факторов масштабирования субъектов МСП и разработке матрицы оценки управления ими в отраслях национальной экономики с учетом государственной поддержки. Результаты исследования позволили выявить резистентность ряда отраслей к мерам государственной поддержки, реализованным в рамках национального проекта РФ. Практическая значимость статьи состоит в том, что полученные результаты позволяют усовершенствовать оценку влияния мер государственной поддержки на динамику показателей развития и масштабирования субъектов МСП в стратегически значимых отраслях национальной экономики.
Актуальность темы исследования обусловлена продлением реализации национальных проектов Российской Федерации (НП) с учетом новой модели экономического развития страны, предложенной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. Планы развития России на ближайшие годы, включая обеспечение технологического и кадрового суверенитета, развитие инфраструктуры, создание принципиально новых отраслей, требуют обоснованных стратегий и действенных механизмов реализации. Анализ перспективных направлений (новых задач) позволит обеспечить эффективное достижение поставленных целей в соответствии с требованиями новой экономической модели и вызовами современной глобальной конъюнктуры.
Целью данной статьи выступает определение перспектив и приоритетов реализации национальных проектов на период 2025–2030 гг. с учетом новой модели экономического развития Российской Федерации, ориентированной на экономику предложения.
Методы. Исследование было осуществлено с использованием актуальных данных и аналитических отчетов органов государственной власти, а также теоретического анализа основных принципов и методологических подходов к реализации национальных проектов.
Научная новизна. Автором, на основе проанализированных данных, предлагается ориентировочный перечень новых (переформатированных) проектов цикла 2025–2030 гг.
Результаты исследования. В статье обосновываются новые задачи, которые необходимо решить в рамках продления реализации национальных проектов. По мнению автора, нацпроекты должны быть дополнены прорывными мероприятиями, нацеленными на существенный прирост добавленной стоимости, качественный рост доходной части бюджетов всех уровней, масштабное привлечение инвестиционного ресурса, создание новых высокопроизводительных рабочих мест.
Практическая значимость. Результаты и выводы статьи могут быть полезны для принимающих решения о разработке и реализации политики развития страны, для проектных офисов органов власти.
В мире существует ряд успешных практик и инициатив, направленных на решение проблемы обращения с отходами и снижение их негативного воздействия на окружающую среду. Актуальность их применения обусловлена ростом объемов накопления отходов, что становится глобальной экологической проблемой. целью статьи является выявление экономических выгод на основе анализа возможностей внедрения в России эффективных мировых практик в сфере обращения с отходами. Методы исследования: экономико-статистический анализ, сравнение, обобщение, синтез, системный подход. результаты. В статье представлены итоги реализации концепции «Город без отходов». Выявлены возможные выгоды от введения в эксплуатацию на территории некоторых регионов мусоросжигательных заводов; выработки электроэнергии при сжигании отходов, направляемых на полигоны; экономии традиционного топлива при производстве «зеленой» энергии на указанных заводах; применения механизма обратной логистики. Обобщены результаты реализуемых во многих странах эффективных программ возврата депозитов. научная новизна. По итогам анализа авторами обосновано применение описанной мировой практики в России. Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться при разработке мероприятий в рамках проектов и стратегий развития, а также для адаптации мировых практик к российским реалиям с учетом экономических и экологических последствий.