В настоящее время возрастает конкуренция за абитуриентов как со стороны национальных вузов Таджикистана, так и университетов из Европы, США, Турции, Южной Кореи и других стран. В этой связи представляется актуальным оценить текущие основания для образовательного сотрудничества Таджикистана с Россией. Цель – оценить перспективы экспорта российских услуг в области высшего образования в Таджикистан. Задачи исследования включают характеристику особенностей и препятствий для развития системы высшего образования Таджикистана, оценку потенциала образовательного сотрудничества с Россией для преодоления обозначенных трудностей. В результате исследования сделан вывод, что система высшего образования Таджикистана испытывает влияние неблагоприятных внутренних факторов: консервативности государства, роста населения, нехватки ресурсов, коррупции, клановости. Образовательное сотрудничество с Россией может быть одним из доступных ресурсов поддержки системы высшего образования Таджикистана. Особенностями экспорта российских образовательных услуг в Таджикистан являются: опора на позиции русского языка в Таджикистане; доминирование такого способа предоставления высшего образования, как привлечение иностранных студентов непосредственно в Россию при наличии филиалов российских вузов в стране; укрепление позиций российского образования в стране в последние годы. Экспорт российских образовательных услуг в Таджикистан помогает решать задачи обеспечения доступности и качества высшего образования для населения. Однако он также отчасти способствует дальнейшей консервации системы высшего образования Таджикистана.
Статья посвящена исследованию специфики экспертных подходов при принятии решения о вводе войск и в ходе войны в Афганистане. В качестве источников привлечены рассекреченные документы ЦРУ, опубликованные Архивом национальной безопасности США, и стенограммы заседаний Политбюро ЦК КПСС, с которых в 1990–2000 гг. был снят гриф секретности. Комплекс привлеченных источников позволяет выявить круг субъектов, показать методы и определить роль политической экспертизы в ходе развития войны в Афганистане. Советский подход исходил из доверия к экспертной оценке лишь ряда ведомственных структур, изначально встроенных в систему принятия политических решений. Экспертная поддержка оказалась краткосрочной и была призвана обеспечить систему мер для реализации политического курса, что говорит о подчиненном положении экспертных структур политическому руководству. Американский подход, напротив, судя по рассекреченным документам ЦРУ, исходил из анализа социологических факторов развития событий, что позволило на первоначальном этапе выявить спектр сил и субъектов, которым могла быть оказана помощь. По мере установления связей с оппозиционными силами стали прорабатываться маршруты и способы поставки вооружений. Экспертные подходы советской стороны усиливали ошибочность и непоследовательность проводимой советской политики, а американские оценки объективно способствовали разжиганию войны внутри Афганистана.
Проблема решения задачи первоначального знакомства солдат армии США с культурой освобождаемой американской армией Франции представляется весьма актуальной в условиях продолжающегося усиления контактов между носителями различных культур в разнообразных формах и в современном мире, в том числе в ходе и после завершения военных конфликтов. Новизна исследования заключается в анализе путеводителей, созданных для служивших во Франции американских солдат, в качестве источника информации по процессу знакомства рядовых американцев с французской культурой. Цель работы – выявить в американских путеводителях по освобождаемой в конце Второй мировой войны Франции сюжеты, информация о которых была необходима американским солдатам для более комфортного нахождения в стране, в том числе о возможностях отдыха (культурного и развлекательного времяпрепровождения). Читатель путеводителей получал информацию по истории и современному состоянию Франции, о взаимоотношениях французов с американцами и немцами, особенно в ходе мировых войн. В результате определены основные причины составления путеводителей, заключавшиеся в необходимости более успешной адаптации военнослужащих к нахождению в другой стране. Установлен круг лиц, задействованных в процессе создания путеводителей – в основном это были деятели американской культуры, сотрудничавшие в годы войны с вооруженными силами. Прослежена эволюция данных документов от попытки дать американским солдатам первоначальные знания о жизни французов к решению проблем, возникших уже после прибытия американцев во Францию. Сделан вывод о значении данных путеводителей для активизации интереса американцев к французской культуре.
В статье рассмотрен бессарабский вопрос в контексте реализации проекта воссоздания Великой Румынии после окончания Первой мировой войны (1914–1918 гг.). Представлены результаты исследования политики румынизации полиэтничного населения Бессарабии в 1918–1919 гг. Распад Австро-Венгерской, Российской и Османской империй сопровождался «перекройкой» границ в Европе и созданием новых национальных государств. В результате возникла проблема национальных меньшинств, их гражданского и политического равноправия, а также права пользования родным языком и другими национальными правами. Румыния в 1918 г. оккупировала часть территории, входившей с 1812 г. в состав Российской империи – Бессарабию, население которой было полиэтничным. Кроме молдаван, которым придавалось значение ядра румынской нации, здесь проживали русские, украинцы, русины, немцы, евреи, поляки, болгары, гагаузы и др. Румынские власти начали ускоренный процесс инкорпорации территории Бессарабии в пространство Королевства Румынии, интеграции ее населения в формирующуюся румынскую политическую нацию, не дожидаясь признания новых границ международными договорами. Цель – выявить, проанализировать и охарактеризовать методы, которыми проводилась румынизация населения Бессарабии. Исследование выполнено на основе архивных документов, которые были опубликованы в 1940 г. в журнале «Красный архив», но не привлекли еще внимания ученых. Авторы использовали принципы историзма и объективности, методы анализа и синтеза, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический методы. Исследование показало, что в процессе форсированной румынизации, направленной на искоренение русского влияния, особое значение придавалось ликвидации системы земств и выборных органов местного самоуправления, языковой и образовательной политике. Насильственные методы включения языковых, этнических и религиозных меньшинств в новое государство вызывали активное противодействие с их стороны.
Статья посвящена проблеме шаманства и его месту в повседневной жизни населения Якутии в 1920-е гг. Раскрывается информационный потенциал периодической печати как ценного источника для изучения региональной истории, в данном случае истории Якутии в первое послереволюционное десятилетие, чем определяется актуальность и новизна исследования. Цель – выявить особенности бытования шаманства на территории Якутской АССР в 1920-е гг. Впервые в практике изучения якутского шаманизма как социально-культурного феномена осуществлен комплексный анализ региональной прессы – публикаций газеты «Автономная Якутия». Работа построена на принципах историко-антропологической методологии, использован комплексный подход с применением системного, историко-сравнительного и контент-аналитического методов. Материалы периодической печати содержат сведения об особенностях поведения шаманов, отношении к ним населения, трудностях и успехах в борьбе с данным явлением. Письма, поступавшие в редакцию, отразили во множестве черты обыденности якутов, их отношение к традиционным верованиям и мероприятиям советской модернизации. При анализе газетных заметок представляют интерес как данные, предоставленные селькорами, так и письма медицинских работников, а также обращения самих шаманов с открытым обличением их прежнего ремесла. Результаты способствуют углублению научных представлений о природе якутского шаманства и особенностях его исторического развития, служат расширению источниковой базы в области региональной повседневности. Выводы могут быть использованы для дальнейшего исследования якутского шаманства в ХХ в. и методологического освоения региональной прессы как источника по истории повседневности.
Алтайский округ обладал колоссальными запасами полезных ископаемых, древесного и минерального топлива, а потому имел критически важное значение в условиях Гражданской войны. В статье рассматривается процесс административно-территориального раздела бывшего Алтайского округа после Февральской революции. На основе неопубликованных документов центрального и региональных архивов, а также материалов периодической печати автор впервые реконструирует процесс распада алтайского хозяйственно-территориального комплекса в 1917–1919 гг. В основу работы положена модернизационная парадигма, применяются историко-генетический и историко-системный методы. В работе показано, как в течение 1917–1919 гг. происходило уменьшение территории земельно-лесного и горнозаводского хозяйства бывшего Алтайского округа. Автор отмечает, что разработка первых планов раздела Алтайского округа относится к осени 1917 г., но сам процесс передачи лесничеств и арендных районов в ведение соседних губернских учреждений начался весной 1918 г. и был завершен только к концу 1919 г. К этому времени в ведение соседних управлений земледелия и государственных имуществ перешла треть административно-хозяйственных единиц бывшего кабинетского округа, были уменьшены границы Алтайского горного округа. Сделан вывод, что несмотря на неоднократную смену власти в регионе, в целом процесс распада алтайского хозяйственно-территориального комплекса характеризуется общей преемственностью курса разных правительств на сокращение подведомственного пространства, стремлением к сближению хозяйственных и административных границ губерний. Однако неоднократная смена власти, широкомасштабное партизанское движение и аграрные беспорядки на территории региона значительно увеличили длительность данного процесса. Основным импульсом преобразовательной деятельности оставалась местная инициатива, административный аппарат центрального правительства в должной мере не был осведомлен о реальной ситуации на местах.
Статья посвящена истории исследований социально-правового статуса административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа в 1885–1918 гг. Актуальность исследования обусловлена: 1) недостаточной изученностью исследуемого вопроса в отечественной историографии, а также квалитативной и квантитативной неравномерностью источников, посвященных анализу статуса чиновников в сфере образования; 2) отсутствием инструментария, выявляющего взаимовлияние социально-правового статуса чиновников и развитие системы образования, неопределенностью методологических и аксиологических позиций, в рамках которых рассматривалась проблема. Цель исследования – определить степень изученности социально-правового статуса административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа в 1885–1918 гг. в исторической науке и на этой основе обозначить направления научных исследований в имперской, советской и российской научной литературе. Исследование опирается на принципы объективности, историзма и системности. Историографический анализ основан на проблемно-хронологическом принципе. Обзор работ в зависимости от хронологических рамок, методологических подходов и вопроса сферы исследования разделен на три периода: дореволюционный (1874–1917 гг.), советский (1917 – конец 1980-х гг.) и постсоветский (начало 1990-х гг. – настоящее время). Результат работы состоит: 1) в определении вклада исследователей в изучение истории системы образования Российской империи; 2) в анализе роли как дореволюционных работ, так и исследований советского и постсоветского периодов, рассматривающих систему образования именно Западной Сибири; 3) в раскрытии взглядов ученых на проблему формирования социально-правового статуса административного и профессорско-преподавательского состава Западно-Сибирского учебного округа; 4) в выявлении методологических позиций, с помощью которых авторы исследовали проблему.
В настоящее время актуальным представляется формирование репрезентативной источниковой базы по истории военно-подготовительных учебных заведений Азиатской России на протяжении XIX – первой четверти XXI в. Цель – выявить сложный и противоречивый процесс основания Оренбургского Неплюевского военного училища, растянувшийся на всю первую четверть XIX в. Работа подготовлена на основе широкой источниковой базы: в ряде случаев впервые введенных в научный оборот документах, хранящихся в фондах Российского государственного военно-исторического архива и Российского государственного исторического архива, а также опубликованных источниках. Исследование реализовано с методологической позиции системного подхода с применением общенаучных и специальных исторических методов: историко-хронологического, историко-генетического, историко-сравнительного, метода структурно-функционального анализа. Охарактеризована процедура создания учебного заведения, уточнены причины, предпосылки и механизм его открытия, определен вклад оренбургских военных губернаторов в этот процесс. Выявлен первый штатный состав учебного заведения. Представлен первый набор его воспитанников: уникальность учреждения определял его интернациональный характер – в него были приняты в том числе сыновья среднеазиатской знати. Уточнена структура финансового обеспечения училища. Особое внимание уделено содержанию учебного процесса, определению его особенностей: преподавание восточных и европейских языков составляло одну из главных задач обучения. Специфику образования определяли задачи, стоявшие перед учреждением: подготовка не только офицеров для иррегулярных казачьих войск, но и переводчиков для Оренбургской пограничной комиссии как органа международных отношений России с тюркскими народами Средней Азии. Доказано, что основание учебного заведения сыграло важнейшую роль как в просвещении инородческого населения региона, так и в формировании его национальной интеллигенции, а посредством этого – в закреплении российского влияния в Средне-Азиатском регионе. Сделан вывод о значении открытия учреждения как значимом шаге на пути развития Российской империи в качестве евразийской державы. Определено, что Оренбургское военное училище стало точкой опоры становления военного образования во всей азиатской части государства, заложило основы формирования кадрового офицерского, чиновного и учительского корпуса Азиатской России.