Архив статей журнала
Цель работы заключается в выявлении факторов развития и проявления агрессивности у женщин, занимающихся спортом. В работе на основе анализа и обобщения материалов по проблеме исследования определены мотивы, побуждающие современных женщин к занятиям спортом: желание доказать свое социальное равноправие и биологическую полноценность, стремление к самоутверждению и самореализации. Доминирование этих мотивов побуждает и направляет женщин к занятиям спортом, создающим условия для их удовлетворения. Спортивная деятельность неизбежно связана с проявлением агрессивности. Наблюдаемые учеными высокие показатели агрессивности у женщин, занимающихся агрессивными видами спорта, в сравнении с женщинами, не имеющими какого-либо отношения к спорту, объясняются либо действием фактора спортивного выбора, обусловленного агрессивностью как свойства темперамента, либо фактором личностного развития, обусловленного воздействием спортивной деятельности. Чем больше опыт спортивной деятельности и выше уровень спортивной квалификации женщин, тем ярче проявляется тенденция маскулинизации агрессивного поведения с конструктивной направленностью. В обоих случаях интегральным результатом воздействия обоих факторов выступает высокий уровень готовности женщин к проявлению конструктивной инструментальной агрессии для достижения успеха в условиях соревновательного противоборства.
Выявлены наиболее значимые сбивающие факторы в тренировочной и соревновательной деятельности у женщин, специализирующихся в настольном теннисе в женском одиночном разряде. Установлено, что сбивающие факторы тренировочной и соревновательной деятельности теннисисток различны, соответственно и психологическая подготовка теннисисток к различным видам деятельности должна учитывать особенности этой деятельности. Полученные результаты исследования могут лечь в основу для разработки методики психологической подготовки теннисисток в процессе тренировочной деятельности и методики психологической подготовки к соревновательной деятельности с учетом этапов подготовки.