Архив статей журнала
Цель. Определить содержательные взаимосвязи права на биологическую безопасность и права на неприкосновенность личности, выявить актуальные проблемы теории правопонимания, провести оценку источников права, регулирующих отношения в сфере биологической безопасности.
Процедура и методы. В работе использованы общенаучные и специальные методы исследования, в их числе: сравнительно-правовой, диалектический, формально-логический и формально-юридический.
Результаты. Раскрыты содержание права на биологическую безопасность, его взаимосвязь с правом на биологическую неприкосновенность; отмечены принципы права, которые необходимо учитывать при развитии правового содержания биологической безопасности. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию конституционного права, создавая предпосылки для развития доктрины прав ново - го поколения в системе охраны здоровья, обеспечения населения безопасной окружающей средой.
Цель. Анализ экологических угроз, оказывающих негативное воздействие на реализацию прав ребёнка. Выявить проблемы, возникающие в ходе реализации права детей на благоприятную окружающую среду, исходя из анализа конституционно-правовых положений и норм, закреплённых в российском законодательстве, а также в международном праве, касающемся прав детей, доктрины экологического права в национальном и международном праве. Процедура и методы. С помощью сравнительно-правового метода проведён анализ прав детей на благоприятную окружающую среду в национальном и международном праве. Были также использованы логический и формально-юридический методы научного познания.
Результаты. В ходе исследования рассмотрены некоторые ключевые проблемы, оказывающие неблагоприятное воздействие на реализацию обозначенного права. Право на благоприятную окружающую среду детьми как субъектами права в России и других государствах реализуется в зависимости от начала правосубъектности. Выявлено, что в Российской Федерации правосубъектность начинает действовать после рождения ребёнка, в других государствах этот процесс варьируется от момента зачатия до момента рождения. Сделан вывод, что в современных государствах акцент поставлен в большей степени на то, что дети являются наиболее уязвимыми от возникающих угроз и вызовов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию экологического права, в законодательное усовершенствование норм в ходе реализации права детей на благоприятную окружающую среду.