Архив статей журнала
Актуальность определена необходимостью более жесткого подхода к формированию и обеспечению эффективности реализации национальных проектов в условиях нарастающего сокращения финансирования, с учетом рисков их реализации и применения цифровых инструментов. Цель - выявить наиболее действенные пути повышения эффективности реализации нацпроектов в социальной сфере ввиду имеющихся цифровых возможностей, рисков и ресурсных ограничений. Задачи: рассмотреть соотношение национальных проектов в социальной сфере и государственных программ, рисков и эффективность их реализации, направлений ее повышения с помощью цифровых инструментов. Использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, формализация, дедукция и индукция, сравнение и описание. Изучены нормативно-правовые акты (паспорта национальных проектов, тексты государственных программ, стратегические документы федерального и регионального развития Российской Федерации) и официальные порталы с государственно-правовой информацией. Выявлено: 1) отсутствие однозначного разграничения между государственными программами и национальными проектами и, следовательно, размывание ответственности и финансирования между этими документами; 2) отсутствие единой методологии оценки реализации нацпроектов, то есть невозможность осуществить общественный контроль за расходованием средств, достижением целей и задач национальных проектов; 3) отсутствие учета рисков реализации нацпроектов в их паспортах; 4) недостаточное применение цифровых инструментов для продвижения и реализации национальных проектов в социальной сфере. Определены меры по повышению эффективности реализации нацпроектов, связанные с решением указанных проблем.
В настоящее время стратегической целью любого субъекта Российской Федерации является повышение качества жизни населения. Однако современное общество все в большей мере оказывается под влиянием неопределенности, нестабильности, турбулентности во всех сферах деятельности, в связи с чем качество жизни населения подвергается воздействию разнообразных рисков. Цель - теоретико-методическое обоснование влияния рисков на качество жизни населения. Задачи: 1) обосновать взаимосвязь качества жизни населения и рисков; 2) уточнить понятие риск ухудшения качества жизни населения; 3) разработать классификацию таких рисков на основе существующих методических подходов к анализу взаимосвязи качества жизни населения и рисков; 4) разработать методику оценки риска ухудшения качества жизни населения. Представлены результаты апробации методического инструментария за 2012-2022 гг. на примере Кемеровской области - Кузбасса. Установлено, что в отдельные годы анализируемого периода риск ухудшения качества жизни населения региона достигал 20 %. Выявлен наиболее опасный риск для качества жизни кузбассовцев - экологический. Его уровень в начале 2023 г. составлял 92 %. Определено, что высокий уровень имеет риск личной безопасности (23,5 %) и риск в социально-трудовой сфере (20,5 %). Проведен подробный анализ факторов, вызывающих увеличение или снижение различных видов риска ухудшения качества жизни населения Кемеровской области.
Технологический подход, заложенный в теории культурной традиции Э. С. Маркаряна, рассматривается как средство выработки способов противодействия деструктивным проявлениям феномена культура отмены в отношении Российской Федерации и служит основой авторского подхода при ее анализе. Рассмотрены изменения, произошедшие в российской культуре за последние несколько лет в условиях «культурных санкций». Цель - изучить особенности восприятия феномена культура отмены как деструктивного явления, а также найти способы противодействия ей, опираясь на культуру и культурные традиции России на примере общественных оценок студенческой молодежи Кемеровского государственного института культуры. Проведены социологические исследования с помощью методов мозгового штурма (12 человек) и фокус-групп (24) среди студентов четырех факультетов вуза культуры Кузбасса. Культура отмены оценивается ими как деструктивное явление современного общества, несущее в своей основе негативное воздействие на дальнейшее развитие не только российской культуры, но и общества в целом («давление» на российскую экономику, образование, спорт, информационные ресурсы, социальные медиа). Установлено, что имеющиеся у государства ресурсы и инструменты направлены на преодоление деструктивных проявлений культуры отмены. Обнаружено, что респонденты дают положительную оценку реализуемого политического курса государства в решении вопросов культурной политики. Определены значимые способы противодействия феномену культура отмены: 1) необходимость формирования общественных настроений через культурные проекты, социальные медиа, СМИ; 2) возрождение русских культурных традиций, праздников, исторического наследия, в сущности, являющееся процессом импортозамещения в кинематографе, музыке, искусстве.
Пандемия создала дополнительные риски для достижения социально-экономических и экологических целей устойчивого развития стран и регионов, во многом трансформировала потребительское поведение и создала предпосылки для пересмотра экологической повестки. Цель исследования - выявить тенденции устойчивого развития в период пандемии, определить особенности их проявления в российских регионах, а также обосновать необходимость дальнейшего стимулирования практик ответственного потребления и производства на основе раскрытия потенциала экологических инноваций. Задачи исследования связаны с изучением тенденций в области устойчивого развития в мире и России в период пандемии, выявлением рисков для достижения социально-экономических и экологических целей, раскрытием специфики устойчивого развития регионов России в период пандемии, формированием рекомендаций, направленных на реализацию целей устойчивого развития регионов России. Определено, что период пандемии характеризуется замедлением поступательного экономического роста, повышением уровня социальной и экологической напряженности. Выявлен вектор трансформации паттернов потребительского поведения и изменений в деятельности организаций в период пандемии. Определены ключевые задачи в области обеспечения устойчивого развития российских регионов на этапе постковидного восстановления.