Архив статей журнала
Цель - провести сравнительный анализ цифрового развития Российской Федерации и Китайской Народной Республики на современном этапе в условиях влияния внешних вызовов, выявить возникающие противоречия и выработать стратегию их преодоления. Задачи: 1) проанализировать ключевые показатели, определяющие специфику цифрового развития России и Китая в 2018-2022 гг.; 2) определить факторы роста и ограничения цифрового развития исследуемых стран; 3) обосновать направления дальнейшего совершенствования цифрового развития. Применены методы сравнительного и экономического анализа, диалектический, графический и табличный методы. Научная новизна заключается в раскрытии особенностей цифрового развития России и Китая на основе проведения сравнительного анализа, выявления сильных и слабых сторон реализуемых политик цифровизации и обоснования эффективного инструментария преодоления существующих противоречий. Проанализированы показатели финансирования НИОКР, экспорта ИКТ-услуг и высокотехнологичных товаров, дохода от цифровых технологий по сферам деятельности, индексов цифрового интеллекта, развития электронного правительства и инновационного развития, показатели, отражающие состояние и динамику развития цифровой инфраструктуры, а также некоторые данные, касающиеся оценки цифровых компетенций населения. С одной стороны, обнаружена уверенная динамика развития секторов экономики России, активно внедряющих цифровые технологии, а с другой - выявлено явное отставание страны на фоне интенсивного цифрового развития Китая. Предложены направления совершенствования условий для цифрового развития России и Китая: совершенствование цифровой инфраструктуры; развитие институтов цифрового общества; повышение цифровой грамотности населения; организация финансирования НИОКР.
В статье представлен обзор институциональных аспектов регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, позволивший выделить ключевые недостатки в их функционировании. Определены ключевые проблемы контрольно-надзорной деятельности в отношении данных участников финансового рынка, характеризующие недостаточную эффективность мер контроля. Цель - разработать концепцию финансового контроля с учетом выявленных проблемных факторов, обеспечивающих возможность совершенствования системы финансового контроля в контексте участия профессиональных лиц, представляющих субъективную сторону финансового рынка. Методическая оригинальность авторского подхода заключается в алгоритме исследования. Он включает представление понятия государственный финансовый контроль деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг на основе анализа научной литературы, определение характерных проблем в функционировании исследованного сегмента государственного финансового контроля, раскрытие структуры концепции его совершенствования путем создания индикаторов для контроля и формулирования предложений по мониторингу реализации рекомендованных мер. Процедура финансового контроля характеризуется выявлением правомерности действий, исполнением действующих нормативно-правовых основ ведения операций с финансовыми средствами, открытостью и доступностью механизмов выполнения финансовых операций. В настоящее время существует ряд организационных и нормативно-правовых пробелов, прямо влияющих на процедуру финансового контроля, что обусловлено в том числе цифровыми решениями, введением цифрового рубля и рядом других преобразований. Результатом исследования является авторская концепция, направленная на совершенствование системы финансового контроля в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг, целью которой является достижение единого, удобного в использовании и эффективного механизма контроля. В рамках предлагаемой концепции выделены шесть основных элементов, которые должны быть учтены в процессе разработки основополагающего документа, направленного на улучшение системы финансового контроля и обеспечение прозрачности, удобства и единства подхода к проведению контроля за профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Детальная проработка концепции позволит достичь высокого уровня защиты финансовой системы России и минимизировать число неправомерных действий профессиональных участников рынка ценных бумаг при использовании финансовых ресурсов.