Архив статей журнала
В материалах исследования рассматриваются факторы, влияющие на отказы современных систем топливоподачи и зажигания. В свою очередь, пропуски воспламенения приводят к динамичному разрушению активных сот каталитического нейтрализатора. Микроскопическая крошка попадает в зоны трения двигателя и интенсифицирует износ в 3…10 раз. Для непрерывного поддержания параметров работоспособности систем топливоподачи и зажигания предлагается эксплуатационный контроль коэффициента избытка воздуха. Любое изменение технического состояния форсунок или свечей зажигания вызывает его изменение в сторону увеличения или уменьшения. Для исследования связи коэффициента избытка воздуха и частоты вращения коленчатого вала двигателя с параметрами работоспособности систем топливоподачи и зажигания были проведены эксперименты. Основой эксперимента являлось применение тестового метода нагружения двигателя путем полного и частичного отключения цилиндров. В результате эксперимента с достоверностью R2=0,98 % и 0,81% описаны связи в виде уравнений регрессии. Получены многомерные зависимости, показывающие нелинейную связь коэффициента избытка воздуха и частоты вращения коленчатого вала двигателя с зазором свечи зажигания и длительностью впрыска. Высокую тесноту связи с коэффициентом избытка воздуха (-0,948) обнаруживает фактор - изменение длительности впрыска. Средняя теснота связи наблюдается между параметром n и длительностью впрыска (0,615). Контроль параметров свечей зажигания и форсунок позволяет контролировать в эксплуатации появление предотказных состояний, а, следовательно, за счет своевременного воздействия обеспечить высокую надежность автотракторных средств. Идеи (методы, методики), разработанные в статье, хорошо согласуются с вопросами моделирования процессов в гидродинамических трибосопряжениях топливных насосов высокого давления, в частности, для систем Common Rail. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-29-10042, тема: Численное моделирование процессов в гидродинамических трибосопряжениях топливных насосов высокого давления для перспективных форсированных дизельных двигателей https://rscf. ru/project/23-29-10042/».
В статье раскрывается актуальность диагностики и своевременного выявления снижения работоспособности гидроцилиндров, используемых на сельскохозяйственной технике (на примере технологии заготовки сена с применением навесных фронтальных погрузчиков). При отказе или критическом снижении производительности одной из машин происходят простои других машин технологической линии, нарушается принцип поточности, что приводит к экономическим потерям. В работе дана оценка влияния коэффициента работоспособности гидроцилиндра погрузчика на технологические показатели процесса заготовки сена. Моделированием определена рациональная работоспособность гидроцилиндра погрузчика трактора. В результате исследований установлено, что по мере снижения работоспособности гидроцилиндра погрузчика с 0,9 до 0,4 длительность выполнения уборочных работ увеличивается с девяти до одиннадцати дней. При уменьшении работоспособности гидроцилиндра с 1,0 до 0,5 время погрузки продукции увеличивается с 0,35 ч до 0,6 ч. Снижение работоспособности гидроцилиндра приводит к увеличению времени погрузки и, как следствие, к увеличению времени рейса транспортного средства, задействованного в технологической цепочке. С увеличением объема кузова транспортного средства эта зависимость проявляется значительнее. При снижении значения коэффициента работоспособности гидроцилиндра ниже оптимального значения (при стоимости продукции 9000 руб. Кr опт = 0,9) рекомендуется производить его ремонт или замену, так как дальнейшее его использование в технологическом процессе приведет к росту затрат из-за снижения производительности всей линии и потерь продукции. Производственный эксперимент в сельскохозяйственных предприятиях Челябинской области доказал целесообразность внедрения вышеуказанной методики использования гидроцилиндров на примере навесного оборудования КУН-10.