Архив статей журнала
По объему и темпам развития правового регулирования цифровых технологий и искусственного интеллекта в разных сферах общественной жизни Китай, безусловно, выступает мировым лидером. Цель статьи - провести анализ основных нормативных актов Китайской Народной Республики по применению в судопроизводстве страны цифровых технологий и искусственного интеллекта. Особое внимание уделено документам Верховного народного суда Китайской Народной Республики «Правила онлайн-судопроизводства народных судов» (2021 г.) и «Правила работы народных судов в режиме онлайн» (2022 г.), устанавливающим в качестве главной цели их принятия укрепление в судопроизводстве Китая с помощью цифровых технологий принципов справедливости, эффективности, безопасности и равенства для всех граждан страны. Важное место в нормативных актах занимают вопросы обеспечения безопасности размещения на платформах «умного суда» различных документов. При этом впервые в мировой практике признается в отношении подлинности таких документов, если применялись технологии блокчейна, принцип допустимой презумпции (gratum preasumptione). Отмечается, что не менее значимым является также правовое обеспечение использования цифровых технологий и искусственного интеллекта для всестороннего и эффективного надзора над деятельностью судей, поскольку такой надзор считается в Китае существенным фактором повышения доверия к судебной власти. Сделан вывод, что в настоящее время правовое закрепление этических принципов применения цифровых инноваций является одним из основных направлений нормотворческой деятельности по совершенствованию в Китайской Народной Республики системы судопроизводства.
Исследуется институт народных заседателей с момента образования Китайской Народной Республики в 1949 г. и до настоящего времени на основе нормативных актов и других официальных документов, посвященных правовому регулированию порядка формирования и работы судов с участием представителей народа. Особое внимание уделено процедуре отбора народных заседателей, которую в Китае считают одной из форм воплощения базовых ценностей социалистической правовой системы с китайской спецификой. Анализируются концептуальные основы многоступенчатой процедуры случайного отбора, характер которых свидетельствует о значительном расширении социального состава народных заседателей и об укреплении демократических начал в судебной системе страны. Сделан вывод об инновационном характере современной системы народных заседателей, заключающийся в существовании двух видов судов с их участием, в одном из которых прослеживаются не характерные для Китая элементы суда присяжных. Дуализм китайской модели народного участия в отправлении правосудия, правовые основы которого заложены в 2018 г. «Законом о народных заседателях КНР», может быть полезным для других стран, независимо от их политических и идеологических основ. Ставится вопрос о возможности использования китайской модели института народных заседателей в современной России.