ISSN 1814-6457 · EISSN 1814-6465
Язык: ru

ВЕСТНИК ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРАКТИК РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ РЕАГИРОВАНИЯ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ (2024)
Выпуск: № 4 (244) (2024)
Авторы: Емельянова Ольга Яковлевна, Шершень Инга Владимировна

Современное молодое поколение живет в беспрецедентных условиях тотальной цифровизации, кардинальных социально-экономических и политических преобразований, когда предыдущие поколения, традиционно выполняющие роль наставников, сами менее осведомлены об эффективных способах реагирования на вызовы эпохи и в меньшей степени владеют цифровыми инструментами, чем их дети. Профессиональные поведенческие паттерны, успешно зарекомендовавшие себя в относительно стабильных условиях, в период турбулентности оказываются ригидными и следование им способно принести скорее вред. Вокруг истинности ценностей духовно-нравственной культуры ведутся дискуссии. Изучение повседневных практик молодых людей, стоящих на пороге взрослой жизни, позволяет детально рассмотреть различные аспекты их жизнедеятельности, включая способы реагирования и адаптации к изменяющемуся внешнему миру, выбранной профессиональной стезе, ценностно-смысловым установкам. В рамках исследования был разработан диагностический инструментарий, включающий стандартизованные методики, авторскую анкету и вопросы для интервью. Анализ результатов диагностики выборки студентов возраста 17-22 года выявил характерные особенности организации повседневных занятий, акценты ценностно-мотивационной сферы, уникальность распределения времени (в том числе экранного), степень удовлетворенности жизнью и наличие тревожности, а также провоцирующие ее причины. Понимание конструктивных и деструктивных факторов, оказывающих влияние на гармоничное личностное развитие молодых людей, позволяет предложить методологию управленческого воздействия на повседневность. Управление пространством повседневности должно осуществляться образовательными организациями как институтами, выполняющими приоритетную воспитательную функцию. По итогам исследования повседневных практик на выборке студентов вузов, личностно-центрированный подход представляется оптимальным в обучении и воспитании молодежи поколения Z.

Сохранить в закладках