Архив статей журнала
В статье приведен краткий обзор документов представителей шести поколений казанской ветви рода Лихачевых, сосредоточенных в нескольких хранилищах Казани: рукописном отделе Национального музея Республики Татарстан, Отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета, Государственном архиве Республики Татарстан. Род Лихачевых вписал свои страницы в историю России. Все Лихачевы несли военную службу на благо отечества, отличились в сражениях Отечественной войны 1812-1814 гг. (Семен Федорович Лихачев), в военно-морской истории России (вице-адмирал Иван Федорович Лихачев). С именами Андрея Федоровича и его брата Ивана Федоровича Лихачевых связано становление и развитие музейного дела - их коллекции, в том числе уникальное собрание Болгарских древностей, легли в основание двух крупнейших музеев Татарстана - Национального музея и Государственного музея изобразительных искусств. Ученым-исследователем мирового уровня был Николай Петрович Лихачев, основатель ряда научно-вспомогательных исторических дисциплин, также «коллекционер сказочного размаха». Совокупность исторических документов казанских архивов позволяет составить более углубленное представление об одном из замечательных российских дворянских родов.
Исследование базируется на текстологической работе над двумя сочинениями: арабоязычным «Табсырат ал-муршидин мин ал-маша’их ал-халидийин» («Руководство наставников от шейхов халидийской [ветви]») М.-З. Камалова и рукописным сборником на старотатарском языке «Мәрсийәэ дамелла Мөхәммәд-Закир хәзрәт әл-Чистай» («Элегия на кончину дамеллы Мухаммад-Закира хазрата ал-Чистави»), составленным одним из учеников-муридов шейха, пожелавшим остаться неизвестным. Переведенные с арабского языка тексты из первоисточников были подвергнуты научно-сопоставительному и герменевтическому анализу. Наряду с важными вопросами этики и ритуальной практики значительное внимание в «Руководстве наставников…» уделено вопросу места и роли женщин в халидийской ветви накшбандийского тариката. В сопоставительном плане в статье речь идет и о других суфийских сообществах. Сочинения М.-З. Камалова послужили исходной теоретической отсылкой, ключом к пониманию этических установок в ритуальной практике суфийских сообществ Поволжья и Кавказа (вступление женщин в тарикат, общение с наставником, чтение дополнительных намазов, коллективных зикров и т. д.). На основе проделанной текстологической работы в рамках заявленной темы авторы впервые анализируют важные аспекты в этике суфийских сообществ; на основе полученных результатов и выводов исследования выявляют особенности освещения женской темы в суфийской научной литературе, определяют специфику этических норм поведения, гендерных взаимоотношений в ритуальной практике суфийских братств, действовавших в Волго-Уральском и Кавказском регионах. Результаты научного исследования прямо перекликаются с устоявшимися традициями в отношении места и роли женщины в обществе, сложившимися на протяжении столетий на мусульманском Востоке. В качестве основного в исследовании был использован герменевтический метод. Герменевтическая трактовка арабоязычного и арабографичного сочинений, которые легли в основу исследования, способствовала расшифровке суфийских терминов, глубокому проникновению в аллегорию и своеобразие этико-эстетических категорий в контексте общемусульманской культуры. Кроме того, при анализе был применен структурно-семиотический метод, благодаря которому удалось объединить структуру текстов с их семантикой, чтобы раскрыть смысловую составляющую.