Архив статей журнала
Статья посвящена страницам начального периода Гражданской войны на территории Казанской губернии. Автор на основе материалов печати 1918-1920-х гг. воспроизводит события, связанные с захватом частями чехословацкого корпуса и белогвардейцев г. Казани. Мятеж чехословацкого корпуса, состоящего в основном из чехов и словаков, пленных и перебежчиков, отказавшихся воевать за Германию и Австро-Венгрию, охватил территорию Сибири, Урала и Поволжья. Учитывая, что к лету 1918 г. царская армия фактически перестала существовать, а Красная Армия и белогвардейские соединения только начали формироваться и довольно часто не отличались ни боеспособностью, ни боевым духом, чехословацкие войска оставались едва ли не единственной реальной вооруженной силой. К августу 1918 г. отряды корпуса вплотную подошли к Казани и начался штурм города. Несмотря на большие усилия большевиков, к этому времени не удалось парализовать контрреволюционеров в городе и организовать достойную внешнюю оборону. Недостаточная военная выучка, плохое снабжение красноармейцев и добровольцев, предательство в рядах высшего офицерского состава, вооруженные вылазки заговорщиков внутри города стали основными причинами захвата Казани врагом. В августе-сентябре 1918 г. город находился под контролем Комуча, власть которого признали и белочехи. В городе происходили массовые репрессии и самосуды в отношении большевиков и сочувствующих им. Выбор настоящей темы автором вызван неподдельным интересом к событиям начального периода Гражданской войны на территории Татарстана. Взятие частями белочешского корпуса - единственный случай в истории Гражданской войны, где одним из основных и решающих ее эпицентров становится Казань. Новизна темы состоит не только в привлечении в качестве источников средств массовой информации того периода, но и в освещении беспристрастного взгляда на происходящие события со стороны непосредственных участников событий - участников обороны города. Ими описан не только ход событий вооруженной борьбы за Казань, но и весь трагизм и участь города под властью чехословацкого корпуса и белогвардейских частей.
В статье предпринята попытка показать информативные возможности переписки с Правительствующим сенатом казанского вице-губернатор Н. А. Кудрявцева, управлявшего Казанским адмиралтейством, и лейб-гвардии капитан-лейтенанта С. А. Юрьева, возглавлявшего Канцелярию, учрежденную с целью выявления беглых и не учтенных ясачных людей, служилых мурз и татар в Казанской (за исключением Уфимского уезда), Астраханской (за исключением юртовых татар) и Нижегородской губерниях. Анализируемые акты отложились в фонде «Ландратские книги и ревизские сказки» (ф. 350) Российского государственного архива древних актов (РГАДА, г. Москва) и ранее не были введены в исследовательский оборот. Основной целью адресантов являлось стремление избежать проведения новой переписи населения, особенно служилых людей, исполнявших корабельную повинность, дабы не вызвать вынужденный перерыв в лесозаготовках и не сорвать надлежащие поставки корабельных материалов. Анализируемые послания отражают роль, которую играл Н. А. Кудрявцев в формировании принимаемых Петром I и властными структурами (Сенатом и Камер-коллегией) решений по вопросам заготовки корабельного леса. Их ценность определяется и сведениями об общей численности и возрастной градации служилых мурз и татар Казанской губернии, в том числе о количестве приписанных к Адмиралтейству людей.
Биография и наследие Н. Ф. Катанова (1862-1922) и Н. М. Мартьянова (1844-1904) известны в российской науке и культуре, но продолжают вызывать огромный исследовательский и просветительский интерес специалистов и общественности. В 2024 г. отмечаются важные мемориальные даты: 180 лет со дня рождения, 150 лет - отъезда из Казани и приезда в Минусинск и 120 лет со дня смерти Н. М. Мартьянова. Также следует выделить знаменательную дату 130-летия приезда Н. Ф. Катанова в Казань. После завершения курсов провизоров в медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (1865 г.) и Московском университете (1872 г.) Н. М. Мартьянов в 1873 г. оказался в Казани. Несмотря на отъезд в Минусинск в 1874 г., он оставил заметный след в научной жизни. Он был членом общества Русских естествоиспытателей при Императорском Казанском университете (образован в 1872 г.) и остался глубоко признательным Казанскому обществу естествоиспытателей. Сотрудничал с известным ботаником, профессором университета Н. Ф. Леваковским. В 1870-1890-х гг. в Казани были опубликованы его статьи. В 1894 г. выпускник восточного факультета Санкт-Петербургского университета и путешественник по Центральной Азии Н. Ф. Катанов связал свою судьбу с Казанским университетом и Казанью. Его эпистолярное наследие раскрывает феномен личности и наследие как одного из выдающихся основоположников современных национальных гуманитарных и тюркологических школ России ХХ-ХХI вв. Перспективным остается поиск и систематизация архивных документов и материалов, посвященных близким им обоим научным поискам и интересам, в частности взаимоотношениям и личной дружбе. Целью данной статьи является краткий обзор 28 опубликованных писем Н. Ф. Катанова на имя Н. М. Мартьянова (1886-1899 гг.) и публикация двух ранее не введенных в научный оборот писем (1902 г.) казанского профессора, найденных в фондах архива Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова.
Статья посвящена семье первого татарского историка, мусульманского богослова Шигабутдина Марджани (1818-1889). Основное внимание уделено его внукам - Абдулгазизу, Нуху, Ильясу и Юнусу Багаутдиновым. Все они были представителями татарской молодежи, поколения 1890-х гг. Документы, извлеченные из фондов Государственного архива Республики Татарстан, раскрывают подробности частной жизни семьи Марджани и дают дополнительные сведения о периоде Первой мировой войны, революционных переменах и становлении советской системы образования. Кроме того, документы показывают образовательные и профессиональные ориентиры татарской молодежи, выходцев из семей мусульманского духовенства, в постреволюционные годы, иллюстрируют все трудности эпохи революционного хаоса в 1920-е гг. Статья систематизирует имеющиеся сведения о семье Марджани, включает уникальные данные о некоторых внуках Марджани, а также впервые публикуются их фотографии.
Важным фактором формирования имперской политики России во второй половине XVIII столетия являлось знакомство Екатерины II со страной. Путешествия императрицы давали ей возможность утвердиться в правильности избранного пути, существенно корректировать различные направления деятельности правительства исходя из местных условий, расширяли ее представления о своеобразии социально-экономического развития и управления отдельных территорий российского государства. «Поход по Волге», посещение Казанского края в 1767 г. позволили центральной власти убедиться в стабильности региона с полиэтническим населением. Гражданский мир в «многонародном» Поволжье способствовал возникновению намерений у царицы улучшить жизнь этих народов. Плодотворное взаимодействие государыни с представителями провинциальных элит в ходе поездки оказалось одним из основных результатов ее политической деятельности и использовалось обеими сторонами для оперативного решения вопросов, которые касались данной губернии. Замечательный опыт коммуникации монарха с населением державы привел к важным качественным сдвигам в развитии отечественного законодательства по отношению к конфессиям, народностям, элитам, сословиям. Внутренняя бодрость, отсутствие желания опускать руки перед громадностью России, глубокая вера в исполнимость задуманного в немалой степени способствовали успехам Екатерины Великой.