Архив статей журнала
В формировании характера и мировоззрения, жизненных ценностей и социального поведения татарского просветителя Каюма Насыри огромную роль сыграло семейное воспитание. Его отец - Габденнасыр Хусаинов, окончивший медресе, отказался от духовной должности и занялся торговлей, затем жил крестьянским трудом, занимался переписыванием и переводом текстов, изучением арабского языка, краеведением, знал русский язык и обучал государственному языку своих сыновей. К. Насыри был очень высокого мнения о человеческих и деловых качествах своего родителя. В семье Габденнасыра сложилось представление, что все выдающиеся предки рода достигли высокого общественного положения и пользовались авторитетом в округе благодаря знанию русского языка и сотрудничеству с властями. Занимаясь составлением прошений и выступая в качестве доверенного лица по общественным делам перед местными чиновниками, с которыми поддерживал дружеские отношения, и в земских судах, Габденнасыр продолжил традиции своих предков. В результате все члены семьи Габденнасыра выросли в обстановке открытости к русской культуре и русским людям.
В данной статье рассматривается преподавание химии на татарском языке в начале XX в. в медресе. Учебники по химии на татарском языке создавались на основе русских, французских, турецких книг. Наиболее полное изложение учебной химии было сделано преподавателем медресе «Галия» (Уфа) и «Хусаиния» (Оренбург) Г. С. Ибрагимовым (Г. Шнаси). В 1910-1912 гг. автором впервые был издан учебник краткой химии «Мохтасар кимия» (Краткая химия) в двух книгах. Первая книга учебника (1910, Казань) включает разъяснения основных понятий и определений химии: элемент, атом, молекула, вещество, химическая связь и т. д. Вторая книга (1912, Оренбург) сопровождена списком 78 химических элементов и их символов, а также таблицей Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Таблица составлена по правилам арабской письменности справа налево. Все надписи, кроме символов химических элементов, выполнены арабским шрифтом. Названия химических элементов взяты из французского, арабского, турецкого и татарского языков. Прототипом данной таблицы послужила Периодическая система элементов из учебника Д. И. Менделеева «Основы химии» (1906). Почти два десятилетия учащиеся национальных учебных заведений изучали химию в пределах терминологии, имеющейся в учебнике Г. Шнаси. Данный учебник химии использовали в средних и высших школах до 1929 г.