Архив статей журнала
Существующие работы по советскому водному транспорту, как правило, делают заключения основываясь исключительно на информации о работе пароходств, подведомственных Минречфлоту. Главную причину этого следует искать в отсутствии хорошей источниковой базы по флотам других хозяйств. В работе на основе имеющихся фондов Сарапульского городского перевоза производится реконструкция биографий имевшихся у него судов. Сделан вывод, что имеющиеся промфинпланы и отчеты об их выполнении являются для этой цели вполне доставочными. При этом их сравнительный анализ показал, что руководство горперевозом обладало некоторой долей волюнтаризма, поскольку не все планы претворялись в жизнь. В связи с этим большое значение имеет сопоставление планируемых и реально затраченных сумм на капитальные работы. Остальные источники не представляли собой единого массива данных, но они дали возможность уточнения ряда фактов и данных. Наиболее ценными среди них оказались приказы по личному составу, которые дали возможность уточнить наименования судов, поскольку отчеты и промфинпланы чаще всего их не называют. Реконструкция судовых биографий показала, что горперевоз за весь период существования занимал важную роль в жилищно-коммунальном хозяйстве Сарапула. Однако его материальная часть постоянно отставала от насущных потребностей города. Это особенно ярко видно по военному периоду, когда выполнение плана перевозок едва достигало 40%. Очевидно, причины этого следует искать в непонимании руководства города реальных нужд речников. Так вместо технического перевооружения флота, оно вкладывало большие средства в его ремонт. А мощность используемого флота серьезно ограничивалась возможностями его полукустарного технического обслуживания. Поэтому реально решить транспортную проблему переправы удалось лишь после передаче флота Удмуртскому управлению малых рек.