Архив статей журнала
В настоящей статье рассматриваются два цикла инструментальных и вокальных миниатюр русских композиторов - фортепианный цикл «Детский альбом» П. И. Чайковского (1878 г.) и вокальный цикл «Детская» М. П. Мусоргского (1872 г.) с точки зрения их возможности применения в учебном процессе китайских общеобразовательных школ; формулируются методические рекомендации их изучения с точки зрения развития ключевых музыкально-эстетических навыков в курсе уроков музыки в китайской школе. Из всего числа сочинений данной категории, написанных русскими композиторами XIX века, были выбраны два наиболее важных в современной музыкальной педагогике сочинения - «Детская» М. П. Мусоргского и «Детский альбом» П. И. Чайковского, которые подразделяются на разные тематические и дидактические группы, отличающиеся между собой по способу содержательной реализации детской сферы и по заявленным дидактическим целям, которые были рассмотрены в контексте адаптации музыкального материала для использования на школьных уроках музыки в КНР. Оба сочинения ведут свою художественную преемственность от традиций, заложенных Робертом Шуманом, но фортепианный цикл М. П. Мусоргского «Детская» ранее в школьный курс музыки в КНР не включался. Предложена модель урока в средней школе, на котором изучаются эти произведения. В результате исследования делается вывод о том, что тема детства и юности в фортепианных циклах русских композиторов XIX века является эффективным средством музыкально-эстетического воспитания китайских школьников.
Данное исследование посвящено творческому наследию Р. Шумана, ключевой фигуры романтической музыкальной культуры первой половины XIX века. Актуальность работы связана с возрастающим интересом как исследователей, так и практиков к его вокальным циклам, которые представляют собой образец синтеза поэтического и музыкального выражения. Особенное внимание уделено новаторскому интонационному языку Шумана, гармоничной мелодии и ритму, которые способствуют характерной интерпретации образов и эмоциональному воздействию на слушателя. Исследование проводилось с использованием комплексного подхода, включающего исторический, аналитический, сравнительный, дедуктивный и синтетический методы. Эти методы позволили изучить тенденции развития камерного вокального жанра, проанализировать особенности композиции и идейно-художественный замысел Шумана, а также выявить значимость фортепианной партии для психологического подтекста и мелодики вокальных линий. Результаты подчеркивают важность знания исполнителями основных подходов и новаций Шумана для создания интерпретаций его произведений.