Архив статей журнала
В статье описываются технологические и практические особенности дифференциации и применения компьютерных приложений виртуальных плагинов в рамках творческой и исполнительской деятельности на клавишных электронных музыкальных инструментах. Изучены исторические предпосылки развития разнородных электронных клавишных музыкальных инструментов с позиции выявления общих подходов к реализации в исполнительской практике. Представлены актуальные условия моделирования системных характеристик компьютеров, MIDI-устройств и звуковых драйверов в контексте реализации клавишного электронного музыкального исполнительства в составе программного аппаратного исполнительского комплекса на основе применения VSTi-плагинов виртуальных инструментов.
В статье фортепианные сонаты Бетховена рассматриваются как виртуозные сочинения, обладающие значительными технологическими трудностями. Подчёркивается, что двигательные проблемы всегда подчинены у композитора развитию музыкальной мысли и использованию всех средств выразительности - мелодических линий, тактильной сферы, динамических контрастов, педализации, характерных гармоний, которые являются важнейшими факторами успешного освоения китайскими студентами данного репертуара. Кроме того, соединение всех этих компонентов в единое целое даёт точное понимание исторического стиля, индивидуального почерка композитора, необходимое для убедительной художественной интерпретации фортепианных сонат Бетховена. Отмечается также большое (особенно по меркам эпохи классицизма) количество авторских ремарок в нотном тексте. Тем самым композитор стремится максимально точно зафиксировать свой творческий замысел, учитывая потенциальное предназначение создаваемых творений «для далёких потомков». Таким образом, авторские и редакторские обозначения являются индикаторами различных изменений (регистры, типы фактуры, ритмические варианты, ладовые противопоставления, тональные трансформации, гармонические последовательности и пр.) в лексической структуре сонат. Это исходная точка, определяющая дальнейший алгоритм работы и технологические векторы освоения студентом бетховенских шедевров. При этом визуальный ряд нотного текста отражает событийную насыщенность фортепианной фактуры и использование педали, а динамические градации, звукоизвлечение и музыкальное время представляет драматургический ресурс бетховенских сонат.
В публикации раскрываются аспекты интеграции гибридного обучения в системе высшего музыкально-педагогического образования. Представлены методические и организационные подходы к адаптации возможностей гибридного обучения к вариативному содержанию музыкальных дисциплин. Описаны особенности процессов обучения студентов в рамках реализации гибридных технологий на различных музыкальных дисциплинах.
В статье рассмотрена проблема внедрение цифровых технологий в содержание процесса профессиональной подготовки по специализации «академическое пение» в вузах России и Китая; выделены основные направления образовательной деятельности преподавателя: принципы, подходы, методы и формы; подчеркнута важность процесса взаимодействия и обмена опытом по положительным и отрицательным сторонам процесса цифровизации в области музыкального профессионального образования.
В статье сценическая культура студента-вокалиста рассматривается как проявление кроссдисциплинарных компетенций будущего специалиста. Это, в частности, актерское мастерство, сценическая речь и движение, основы режиссуры, владение вербальной техникой и многие другие позиции. Указывается, что несмотря на определённое количество исследований и научных публикаций, до сих пор нет правомерного фундаментального научного осмысления данного понятия. Например, его ценностной основы, структурных компонентов, содержательных характеристик, функциональности в профессиональной деятельности. Одна из причин - в нём много личностного, субъективного, не всегда уловимого и поддающегося логичной и рациональной иерархии. В этом контексте затрагиваются такие вопросы, как проблема «произнесения» вокальных сочинений на сцене, сценическое действие вокалиста как выражение художественного замысла композитора, вокальные репетиции в концертном зале как образовательный ресурс формирования сценической культуры, а также психологическая составляющая данного понятия. Подчёркивается, что только интеграция профессиональных и личностных аспектов учебного процесса вокального класса может дать ощутимый эффект в понимании студентом сцены как уникальной платформы для творчества и самосовершенствования.