Архив статей журнала

ОСВОЕНИЕ ИСКУССТВА ИНТЕРПРЕТАЦИИ В КЛАССЕ ВОКАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Лань Ян

В статье освоение искусства интерпретации в вокальном классе педагогических вузов рассматривается на основе применения герменевтического подхода. Поиск смыслов осуществляется на вербальном, тоновом, формообразующем, аффективном, рефлексивном, интонационном и целостном художественно-образном уровнях. Структура освоения искусства интерпретации студентами-вокалистами включает в себя не только текстовые, но и затекстовые подуровни (подтекст, надтекст и контекст). Данное исследовательское направление определяется как перспективное в области вокальной педагогики высшей школы.

Сохранить в закладках
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ АУДИТОРИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Ильичёв Валентин Васильевич, Лобанчук Валерия Денисовна

В год празднования священной для каждого истинного гражданина нашей страны даты - 80-летия Победы над фашизмом, которая становится особенно значимой в свете происходящих сегодня в мире событий, когда возрождаются из небытия нацистско-бандеровские приверженцы, когда коллективный Запад пытается пересмотреть итоги второй мировой войны, принизив в ней роль нашей армии и народа и присвоив себе Победу, особо важным является акцент на правдивом и точном донесении исторической памяти о событиях тех лет, глубоко патриотичном акценте на их осмыслении и оценке. Важнейшее место в этом процесс естественно будет отдано массовым театрализованным действиям - праздникам, представлениям, концертам, обрядам и ритуалам. Причиной этого является тот факт, что художественно-педагогические возможности театрализации как творческого метода, в котором оживают эмоции и мысли, превращают его в завораживающее действо, синтезируя драматургическую организацию материала - литературу, музыку, танец, кино, живопись и другие виды искусств, наполняя его художественной выразительностью, с организацией аудитории - коллективными действиями, вербальными, игровыми, церемониальными. В таких действах важен не только выстроенный по законам драматургии сюжет, но и атмосфера, создаваемая при помощи костюмов, гримёрных и постижёрных средств, декораций, бутафории, реквизита, света, звука, спецэффектов. Всё это позволяет переносить в рамках театрализованного действия зрительскую аудиторию в мир воссоздаваемых конкретных исторических событий, заставляя не только сопереживать им, но и делая зрителей соучастником этих событий через иммерсивное взаимодействие с происходящим, привнося в обыденность элементы художественности.

Сохранить в закладках
ТЕАТРАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ВОКАЛИСТА В МУЗЫКАЛЬНЫХ ВУЗАХ КИТАЯ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Цянь Кунь

В статье описываются педагогические методики по развитию театрально-сценических навыков у будущих вокалистов в рамках образовательного процесса высших музыкальных учебных заведениях Китая. Основная идея, которой придерживаются китайские педагогии, зиждется на принципах психологической адаптации студентов во время актерской и вокальной практики. В данном контексте эмоционально-чувственная составляющая выступает ключевым элементов в формировании художественно-эстетической ориентации и развитии индивидуального исполнительского стиля.

Сохранить в закладках
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КРУПНОЙ ФОРМЫ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ КИТАЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Ван Вань

В статье начальный этап освоения произведений крупной формы в фортепианном классе китайских музыкальных школ рассматривается как наиболее ответственный ввиду сложности репертуара и лабильности мышечного аппарата молодых музыкантов. Подчёркивается, что от педагога требуется достаточная квалификация и способность творчески подходить к процессу выбора данного сегмента учебного репертуара, рассматривая его не только с позиций методической целесообразности. Затрагиваются конкретные технологические вопросы и художественные задачи, стоящие перед юным пианистов в освоении произведений крупной формы. Рекомендуется начинать с нетрудных современных вариаций, затем изучать классические сонатины, после которых сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена и их современников. Учитывая объём и комплексность исполнительских трудностей, в процессе освоения крупных форм большое значение имеет понимание физических возможностей каждого конкретного учащегося, а также его рефлексивные способности. В этом контексте подчеркивается необходимость аналитической работы со структурой, соотношениями разделов вариаций и сонат, приемами драматургического развития, фактурными вариантами, тембровыми сочетаниями, стилевыми характеристиками. Изучение этих произведений помогает интенсивно развивать ощущение пропорций, темпа, ритма, метра, динамических градаций. Формировать музыкальное мышление и творческое воображение, способность восприятия музыки. Образовательная ценность данного этапа заключается в накоплении учащимся базовых технологических навыков, которые проявятся в полной мере в дальнейшем обучении юного пианиста.

Сохранить в закладках
ФАКТОР МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ КИТАЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Блюдникова Анна Михайловна

В статье межкультурная компетенция учителя музыки рассматривается в рамках интегрированного подхода в подготовке китайских учителей музыки в российских вузах. Определяется структура данного понятия, состоящая из пяти взаимосвязанных элементов: установки, знаний, навыков, внутренних и внешних результатов, а также пяти фаз: деконструкции, понимания межкультурной коммуникации, этнорелятивного понимания, культурного сознания и рефлексии. Музыкальная культура как институциональный феномен создаётся на основе гуманистических ценностей, политики, практики и социальных взаимодействий. В связи с этим отмечается доминирующая культурная, социальная, политическая и экономическая составляющая любого национального контекста, связанного с развитием межкультурной компетенции и межкультурной коммуникации в учебном процессе музыкально-педагогического вуза. Существует потребность в создании для китайских обучающихся новых элективных курсов (или корректировки уже существующих), которые выходят за рамки аддитивного подхода предмета мировой музыки. Это программы для будущих учителей музыки, в которой все дисциплины направлены на изучение существующих и совместное конструирование новых взглядов на проблемы музыкального образования в социальном взаимодействии.

Сохранить в закладках
ГРАФИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА КАК ЧАСТЬ РУССКОГО ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА, ЕЁ МЕСТО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Чуменко Алексей Леонидович

В статье рассматривается проблема такого незаслуженно забытого и отвергнутого по идеологическим соображениям жанра визуального искусства как графическая новелла (нарочито упрощённо объединяемая с понятием «комикс»). Приводятся исторические сведения, демонстрирующие непосредственную роль русских художников в формировании данного жанра, объясняются причины ошибочного восприятия данного вида визуального искусства как «чуждого». Также в статье анализируются методы создания графических новелл и их польза для художественного образования. Приводится ряд замечаний и предложений по вопросам возвращения русской культуре её незаслуженно забытой части посредством включения в образовательный процесс.

Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА-ВОКАЛИСТА (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Ван Чжихань

В статье анализируются аспекты применения личностного подхода в ходе подготовки будущих педагогов-вокалистов к творческой самореализации. Личностный подход рассматривается как наиболее подходящий и эффективный в контексте задач, возникающих перед педагогом при работе в обозначенном направлении. Под формированием готовности к творческой самореализации понимается выявление и развитие особенностей и индивидуального потенциала учащихся, вследствие чего фокус внимания на личности студентов является ключевым фактором достижения поставленных целей. Подготовка к творческой самореализации рассматривается как комплексное явление, затрагивающее разные стороны образовательного процесса. Позиции личностного подхода оказываются применимы к его разным сторонам: развитию мотивации учащихся, формированию комплекса необходимых знаний, навыков и умений, стимуляции личностного роста. С точки зрения формирования личностного потенциала студента и подготовки к его практическому применению последовательное задействование принципов личностного подхода на всех уровнях педагогической работы способствует ее эффективности в достижении результатов.

Сохранить в закладках
ПРОЯВЛЕНИЕ СТИЛЕВОГО АУТЕНТИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ И ДИРИЖЕРСКОМ ИСКУССТВЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Со Цин

Статья посвящена вопросам одного из актуальных направлений современного музыкального искусства - аутентизму. Рассмотрена история и выявлены основные этапы становления и развития направления аутентичного исполнительства в искусстве инструментального, вокального и дирижерского искусства. На основе проведенного анализа выявлены стилевые черты исполнительских и дирижерских интерпретаций Т. Пиннока, М. Судзуки, А. М. Волконского, Д. Е. Зубова. Дана оценка основным художественным задачам аутентизма, определена его социокультурная значимость и перспективность.

Сохранить в закладках
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФОРТЕПИАНО В ВУЗАХ КНР (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Цуй Цзямэн

Фортепианное искусство очень востребовано в Китае. Среди пианистов в КНР существует значительная конкуренция. Это приводит и к востребованности фортепианного образования и стремлению преподавателей применять новейшие методики преподавания. Ранее фортепианная игра китайских пианистов ассоциировалась с высокой техничностью, и преподавание в первую очередь сводилось к повторению за учителем и большим количеством часов практики. Сегодня же, как показывает исследование теоретических источников и практического опыта автора статьи, появляется интерес к разностороннему развитию исполнителей. В статье показано, что среди инновационных методик, применяемых китайскими преподавателями, применяются ситуативное обучение, педагогический подход Д. Аузубеля, групповое обучение (теоретическое и практическое) и мультимедийные уроки. Большинство из этих подходов применяются для расширения теоретических знаний и культурного горизонта студентов, а не только для улучшения технических навыков.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Елизова Наталия Александровна

В статье рассматривается проблема обучения старшеклассников созданию книжной графики. Изучаются и анализируются средства, которые способствуют развитию графических навыков и творческого воображения у учащихся, обучающихся в старших классах детской художественной школы.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ-ВОКАЛИСТОВ В ВУЗАХ КИТАЯ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Ян Цзиньяо

В статье рассмотрена проблема профессиональной подготовки будущих вокалистов, в том числе на материале народной музыкальной традиции. Актуальность избранной темы продиктована необходимостью поиска педагогических подходов в процессе обучения вокалистов в вузах КНР, позволяющих сочетать элементы традиционного песенного фольклора с академическим вокальным репертуаром.

Сохранить в закладках
ВИРТУОЗНО-РОМАНТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И ИМПРОВИЗАЦИОННОСТЬ ШТРИХОВОЙ ПАЛИТРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НИККОЛО ПАГАНИНИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Алиева Зарема Эбазеровна

В статье рассматривается виртуозно-романтическое направление и импровизационность штриховой палитры в творчестве Никколо Паганини. Творчество Никколо Паганини продолжает оставаться актуальным и востребованным и простирается далеко за рамки его собственной эпохи, оставляя неизгладимый след в мире музыкального искусства. Виртуозно-романтическое направление и импровизационность штриховой палитры, тщательно разработанные и воплощенные в музыкальные произведения Паганини, стали не только вершиной мастерства исполнителей, но и источником вдохновения для многих композиторов и музыкантов. Наследие великого скрипача неустанно живет и эволюционирует, передаваясь из поколения в поколение, напоминая о величии человеческого таланта и его способности восхищать и вдохновлять.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →