Архив статей журнала
Идентичность является фундаментом строительства национальной общности и обеспечения ее безопасности. Инновационный подход к конструированию ценностных ориентиров и построению общенациональной идентичности приводит к усилению социально-культурной составляющей государственной политики. Особая роль в этом процессе принадлежит культурно-образовательной сфере. Вопросы культурной безопасности решаются в Китае с позиции «мягкой силы», одним из основных инструментов которой становится культура. Государственные программы нацелены не только на сохранение и популяризацию китайской культуры, но и на контроль над иностранным влиянием. Культура Китая основана на древних исторических традициях, поэтому главной целью образовательной сферы становится воспитание в детях почитания традиций, уважение своей культуры и почитание власти. При этом учитываются изменения, происходящие в современном мире, поэтому система образования в Китае постоянно совершенствуется. Учитываются достижения и анализируются трудности, стоящие перед правительством КНР в деле воспитания подрастающего поколения и воспитания настоящего гражданина страны, поэтому главной доминантой образовательной и воспитательной политики КНР остается нравственная составляющая.
Необходимость концептуализации понятия «идентичность» и «культурная безопасность» обусловлена использованием в современной научной литературе этих понятий в разных, иногда прямо противоположных, смыслах. Основными формами идентичности считаются этническая/национальная, религиозная, гражданская, гражданско-правовая и цивилизационная. В зависимости от различных факторов, идентичность меняет свои формы, что актуализирует вопрос о способах культурной безопасности. Доминирование этно-культурной идентичности в многонациональной стране может приводить к сепаратизму, в то время как размывание национальной идентичности как следствие расширения культурных универсалий, чревато забвением национальных корней. Необходим баланс между традициями и инновациями, общенациональными ценностями России и этнонациональными. Вопросы национальной самоидентификации России в современных геополитических условиях приобретают общецивилизационный характер, поэтому важной задачей становится пересмотр теоретических оснований идентичности, поиск ее новой формы в соответствии с произошедшими изменениями в стране и в мире. Изменение идентификационных моделей влечет за собой трансформацию понимания культурной безопасности и способах ее реализации. По мнению ведущих культурологов (Астафьева О. Н., Малыгина И. В., Силантьева М. В. и др.) тема идентичности и культурной безопасности является важнейшей для России.