Архив статей журнала
Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу места и роли саморегулируемых организаций (далее также - СРО) в организации и проведении мероприятий общественного контроля в строительстве в РФ. Обосновывается место и роль института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия граждан страны в управлении делами государства. Анализируется перечень возможных субъектов общественного контроля в строительстве, а также место в нем СРО. Цель исследования состоит не только в выявлении, формализации и анализе основных проблем, препятствующих организации и осуществлению общественного контроля СРО в строительстве, но и в разработке системы мероприятий по разрешению указанных проблем. В числе данных проблем в работе исследуются: незакрепленность института общественного контроля в Конституции РФ; неопределенность в законодательстве относительно оснований и пределов осуществления общественного контроля в отношении строительных организаций (частных застройщиков); отсутствие в законодательстве о СРО закрепления возможности организации ими общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений их членов; отсутствие детализации механизма осуществления общественного контроля в Градостроительном кодексе РФ; слабые реальные полномочия СРО в строительстве в сфере организации и осуществлении мероприятий общественного контроля; слабое использование положительного зарубежного опыта участия СРО в мероприятиях общественного контроля; недостаточная организационно-техническая база СРО для реализации общественного контроля и их зависимость от членов СРО в данном вопросе. Разрешение данных проблем возможно путем инкорпорирования института общественного контроля в Основной закон страны с закреплением возможности его осуществления в отношении деятельности, актов и решений любых юридических лиц; внесения дополнений в законодательство об общественном контроле относительно того, что деятельность, акты и решения юридических лиц (включая строительную сферу) могут подвергаться общественному контролю, если это затрагивает права и свободы человека и гражданина; включения института общественного контроля в законодательство о СРО отдельной главой (разделом); детализации механизма осуществления общественного контроля в Градостроительном кодексе РФ с расширением полномочий СРО в сфере строительства по организации и проведению мероприятий общественного контроля; организации Общественной палатой РФ совместно с профильными министерствами и ведомствами анализа зарубежного опыта участия СРО в функционировании общественного контроля с последующей его адаптацией и внедрением в российское законодательство; принятия Правительством РФ комплекса федеральных программ, направленных на развитие организационно-технической базы и самостоятельности (независимости) СРО как субъектов общественного контроля.
Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу организации и функционирования мероприятий общественного контроля в области соблюдения требований охраны труда. В работе отмечается, что в настоящее время общественный контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется в России преимущественно профсоюзными организациями, которые относятся к категории иных организационных структур общественного контроля. Однако организация и осуществление мероприятий общественного контроля за соблюдением требований охраны труда связаны с многочисленными проблемами, в числе которых можно выделить, в частности, отсутствие формализации данного института гражданского общества в Конституции страны; незакрепление контроля за соблюдением требований охраны труда в качестве одной из задач общественного контроля в России; трудности в осуществлении мероприятий общественного контроля в сфере соблюдения требований охраны труда мигрантов; отсутствие в уголовном и административном законодательстве мер повышенной правовой ответственности за противодействие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля в вышеназванной сфере и недостаточность у них соответствующих полномочий; недостаточная материально-техническая база субъектов общественного контроля. Целью научного исследования выступает не только формализация и анализ основных проблем, препятствующих организации и осуществлению мероприятий общественного контроля за соблюдением требований охраны труда, но и разработка, а также обоснование системы мероприятий по разрешению указанных проблем.