Архив статей журнала

ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ К ИЗУЧЕНИЮ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА (2025)
Выпуск: Т. 19 № 1 (57) (2025)
Авторы: Ярыгина Елена Сергеевна

Введение. В вузовском курсе преподавания русского языка при описании и классификации сложноподчиненных предложений (СПП), как правило, отдается предпочтение принципу изоморфизма, который предполагает описание сложного предложения посредством проекции структуры простого предложения на структуру сложного. При таком подходе вне поля зрения оказываются те сложноподчиненные предложения, семантика и структура которых не соотносится с уровнем простого предложения. В статье рассматриваются основные типы сложноподчиненных предложений с причинно-аргументирующей семантикой. В стандартном курсе синтаксиса подобные предложения относятся к разряду СПП со значением обусловленности, а именно - причины. Показана роль модусного компонента в организации этого типа конструкций, связь разных союзов с определенными типами модуса. В статье предлагаются методы работы с этим материалом на занятиях, соединяющих системно-языковое описание с анализом текста.

Заключение. Соединение системно-грамматического описания и текстового анализа создает объемное видение конкретного синтаксического объекта, позволяет построить курс русского синтаксиса по законам грамматики объяснительной.

Сохранить в закладках
МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (2025)
Выпуск: Т. 19 № 1 (57) (2025)
Авторы: Швецова Наталия Кимовна, Швецов Андрей Андреевич

Введение. Статья включает вопросы сетевого взаимодействия, реализуемые в организациях высшего образования. В процессе исследования представлены способы и возможности сетевого взаимодействия. Рассматриваются основные понятия, связанные с сетевым взаимодействием, сетевые образовательные модели. Система образования является сложным механизмом. Это обусловлено автономностью образовательных организаций, обеспечением открытости деятельности, цифровизацией образования. В связи с этим проявляется большой интерес к сетевому взаимодействию между участниками образовательных отношений для достижения целей, стоящих перед системой образования. Цель - совершенствование модели сетевого взаимодействия образовательных организаций по программам дополнительного образования на основе повышения координации между образовательными организациями и предприятиями реального сектора экономики. Применены общенаучные методы исследования - анализ и синтез, индукция и дедукция.

Заключение. По результатам исследования произведено совершенствование модели сетевого взаимодействия образовательных организаций, при реализации которой подразумевается проведение анализа уровня образования работников организаций реального сектора экономики и доведение их профессионального уровня до требований, предъявляемых работодателем.

Сохранить в закладках
ЦИФРОВЫЕ ПРОЕКТЫ: СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: Т. 18 № 1 (53) (2024)
Авторы: Токтарова Вера Ивановна, Семенова Дина Алексеевна, Матросова Наталья Владимировна

Введение. Проектная деятельность является одним из ключевых аспектов образования на протяжении многих лет, обеспечивая обучающимся возможность применять полученные знания в реальных ситуациях, развивать критическое мышление и решать сложные проблемы. Однако происходящие процессы цифровой трансформации всех областей деятельности способствуют изменению как самого типа проектов, они становятся цифровыми, так и меняются подходы к управлению проектной деятельностью, которое переносится в цифровую среду. Цель статьи - раскрытие и обоснование сущности и характеристик цифровых проектов, инструментов и сервисов их эффективной реализации в условиях цифровой трансформации образования. В ходе работы применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Результаты исследования, обсуждения: рассмотрены различные подходы к определению понятия «цифровой проект», выявлены их ключевые особенности и раскрыта специфика управления ими. Приведена сравнительная характеристика различных видов проектов, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (телекоммуникационный проект, интернет-проект, ИТ-проект, цифровой проект, проект цифровой трансформации). Особый акцент сделан на цифровых сервисах, используемых в процессе реализации проектной деятельности (сервисы для аналитики проектных данных, отслеживания статуса проектов и задач, взаимодействия проектных команд, организации обратной связи, хранения проектных материалов и презентации проектов).

Заключение. Делается вывод о том, что цифровые проекты в современном мире являются неотъемлемой частью цифровой трансформации, они направлены на совершенствование бизнес-процессов за счет интеграции передовых технологий. Принципиальное отличие их от других проектов, связанных с ИТ-технологиями, заключается в изменении самого объекта управления и среды управления проектами. Эти особенности определяют требования к инструментам и сервисам реализации цифровых проектов, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Сохранить в закладках
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА (2024)
Выпуск: Т. 18 № 2 (54) (2024)
Авторы: Токтарова Вера Ивановна, Ребко Ольга Васильевна, Хабибрахманова Ильнара Ирековна, Мусин Руслан Александрович

Введение. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в область образования знаменует собой неизбежную трансформацию традиционных методов, предлагая персонализированное обучение и адаптацию под образовательные потребности и индивидуальные особенности студентов, управление и интеллектуальную автоматизацию бизнес-процессов вуза. Однако эта интеграция сопряжена с определенными трудностями: она требует системного подхода и комплексной подготовки субъектов образовательного процесса. Цель статьи состоит в эмпирическом изучении практики реализации и использования инструментов искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза, выявление особенностей и перспектив их интеграции в условиях цифровой трансформации образования. В ходе работы применялись теоретические, эмпирические и математические методы исследования. В качестве базы исследования выступили пять государственных вузов РФ. В опросе приняли участие 294 преподавателя и 936 студентов педагогических направлений подготовки. Результаты исследования, обсуждения. В ходе опроса были выявлены навыки и умения, применяемые респондентами при использовании ИИ; их отношение к технологии, оценка ее воздействия на образовательный процесс и частота использования сервисов ИИ; мотивация к изучению и применению ИИ в учебной и профессиональной деятельности; опасения, трудности и мотивация к дальнейшему освоению и использованию интеллектуальных инструментов и сервисов. В заключении на основе полученных данных делается вывод о том, что в целом и студенты, и педагоги относятся нейтрально либо позитивно к интеграции искусственного интеллекта в высшее образование. Однако студенты используют интеллектуальные инструменты чаще, чем педагоги. Также анкетирование выявило запрос со стороны преподавателей вузов на методическую поддержку и повышение квалификации в области практического применения ИИ в профессиональной деятельности. В ответ на данную потребность авторами предложена программа дополнительного профессионального образования, включающая методические, технические, юридические и этические аспекты использования интеллектуальных инструментов и сервисов в педагогической практике.

Сохранить в закладках