Архив статей журнала
Контекст и актуальность. В данной работе рассматриваются психологические особенности виктимного поведения жертв обмана со стороны мошенников: их ценностные ориентации и ведущие копинг-стратегии, а также психологические особенности тех, кто не стал жертвой мошенничества, их различия.
Методы и материалы. Выборку исследования составили лица в возрасте 21—44 лет, 40 человек. В качестве основного инструментария исследования использовались: авторская анкета с целью сбора установочных данных об испытуемых; опросник ценностных ориентаций Шварца; опросник копинг-стратегий COРE (в адаптации П. А. Иванова, Н. Г. Гаранян).
Результаты. Результаты исследования показали, что для жертв телефонного мошенничества со склонностью к гиперсоциальной форме реализации виктимного поведения более значимыми являются ценности, связанные с благополучием окружающих людей, с терпимостью и пониманием других. Было установлено, что чаще всего жертвы телефонных мошенников со склонностью к некритичной форме виктимного поведения используют активный копинг для решения стрессовых ситуаций. Исследование также доказало, что жертвы обмана со стороны телефонных мошенников реже прибегают к планированию, обдумыванию шагов, необходимых действий для решения проблемы, в отличие от тех, кто не стал жертвой в ситуации телефонного мошенничества.
Выводы. В ходе исследования были выявлены психологические особенности и особенности виктимного поведения жертв обмана со стороны (телефонных) мошенников. Результаты данной работы могут быть использованы для разработки мер профилактики виктимного поведения среди населения, а также в следственном процессе при расследовании уголовных дел.
Контекст и актуальность. Телефонное мошенничество приобрело характер угрозы национальной безопасности. Количество исследований, посвященных данной проблеме, резко возросло в последние 5 лет, однако вопросам судебной экспертизы жертв дистанционного мошенничества посвящены единичные исследования.
Цель. Выделение возможных экспертных оценок психического и психологического состояния жертв телефонного мошенничества при производстве комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Теоретические подходы. Использованы принципы судебной клинико-психологической экспертологии, определяющие последовательный правовой, экспертологический и психологический анализ при выделении предмета экспертизы.
Результаты. Жертвы телефонного мошенничества имеют разный процессуальный статус: потерпевшего, истца и обвиняемого. Во многих ситуациях они выступают в роли потерпевшего и истца или потерпевшего и обвиняемого одновременно. Описаны варианты психических состояний подэкспертных в юридически значимый период взаимодействия с дистанционными мошенниками. Установлено юридическое значение экспертизы жертв мошенничества в качестве потерпевшего, истца и обвиняемого. В каждом из этих видов экспертиз выделены частные предметы исследования и возможные психиатрические и психологические судебно-экспертные оценки психического состояния подэкспертных в юридически значимой ситуации.
Заключение. По мере накопления материала судебных экспертиз и судебных решений и приговоров возможно уточнение характеристик психического состояния таких жертв, которые становятся беззащитными во время действий телефонных мошенников.