Архив статей журнала
Введение. Целью настоящей статьи является выявление функций пожилых граждан России в трудовой, социально-бытовой и публичной сферах и оценка выраженности этих функций в Арктической зоне Российской Федерации (далее - АЗРФ) в сравнении с общероссийской ситуацией. Актуальность темы обусловлена устойчивым трендом на старение населения России и необходимостью пересмотра роли пожилых граждан в различных сферах жизнедеятельности. Новизна исследования состоит в систематизации данных о вовлеченности пожилых россиян в трудовую, социально-бытовую и общественную деятельность, а также в сравнении связанных с этим общероссийских трендов с соответствующими процессами в АЗРФ. Методология и источники. Теоретические основы исследования составляют разработки зарубежных и отечественных авторов, специализирующихся на социальных аспектах старения, социальных практиках, в которые вовлекаются пожилые, их реинтеграции в экономику и публичную сферу. Эмпирическая часть статьи базируется на сравнительном анализе данных государственной статистики, опросных исследований и собственных данных авторов, полученных в результате проведения серии глубинных интервью с россиянами пожилого возраста, проживающими на территории АЗРФ. Результаты и обсуждение. Занятость пожилых демонстрирует снижающуюся динамику вплоть до 2022 г. как в России в целом, так и в АЗРФ. При этом в АЗРФ доля работающих пожилых граждан на протяжении последнего десятилетия остается стабильно выше среднероссийских значений. В социально-бытовой сфере высока значимость пожилых в уходе за детьми: в России в последние годы около трети пожилых выполняют эту функцию. Однако в АЗРФ доля таковых, наоборот, снизилась и составляет менее 1/5. В деятельность общественных объединений вовлечено минимальное число пожилых граждан. Подавляющее большинство из них приходится на членов профсоюзов, причем в АЗРФ таких более половины от общего числа вовлеченных в общественную активность. Заключение. На территориях АЗРФ степень реализации социально значимых функций пожилых россиян имеет определенную специфику, обусловленную, прежде всего, неблагоприятной демографической ситуацией, дефицитом трудовых ресурсов и высокой стоимостью жизни. Это объясняет большую занятость пожилого населения арктических регионов по сравнению с Россией в среднем. Другие показатели, отражающие социально значимые функции пожилых жителей АЗРФ, близки по своим значениям к общероссийским.
Введение. Актуальность исследования определяется значимостью процесса самоорганизации в старшем возрасте для поддержания активности, формирования сопричастности, сплоченности и сообщества пожилых. Под старшими, согласно действующему законодательству РФ, авторы подразумевают людей в возрасте 55 и более лет. Наглядно показывается, что для данной категории создаются возможности по самоорганизации на городском уровне. Методология и источники. Авторы опираются на результаты опроса лидеров самоорганизованных клубов Центров московского долголетия (выборка: 203 человека, возраст опрошенных: от 55 до 88 лет, дата проведения: январь 2024 г.). Цель исследования заключается в изучении способности представителей старшего поколения самостоятельно организовывать свободное время, выстраивать новые внешние и внутренние социальные связи в самостоятельно организованной гомогенной социальной системе активного долголетия, базирующейся на индивидуальной мотивации. Гипотеза исследования - экосистема «Московское долголетие» представляет собой систему, основанную на самоорганизации пожилых. Результаты и обсуждение. Разветвленная сеть государственных учреждений - Центров московского долголетия (ЦМД) располагает всеми условиями для удовлетворения самых разных потребностей людей старшего возраста в досуге и отдыхе. Новизна исследуемого подхода к самоорганизации пожилых состоит в возможности ее трактовки как способа конструирования новой социальной реальности/активности людей старшего возраста, где помощь государства предполагает отказ от иждивенческого сценария («приходи и бери, что есть»), предоставляя возможности для индивидуальных паттернов развития («приходи и создавай сам, как тебе нравится»). В качестве такой социальной реальности рассмотрены особенности самоорганизации пожилых на примере экосистемы «Московское долголетие». Заключение. Показывается лидерский потенциал старших, накопленный в течение жизни, и готовность организовывать свой досуг самостоятельно на базе Центров московского долголетия, раскрывается специфика самоорганизации пожилых в системе активного долголетия г. Москвы. Сделан важный вывод о желании опрошенных быть активными, показана результативность и заинтересованность старших в самоорганизации на базе ЦМД.
Введение. В статье анализируется относительно новая форма досуга для людей старшего возраста: участие в качестве моделей на показах мод. Под старшими, согласно действовавшему на момент проведения интервью пенсионному законодательству РФ, подразумеваются женщины и мужчины после 55 и 60 лет соответственно.
Цель: показать возможности, способствующие активному долголетию, которые проявляются благодаря участию в показах мод. Методология и источники. Всего было проведено 32 интервью с москвичами старшего возраста, принимающими/принимавшими когда-либо участие в программе «Московское долголетие». У автора не было задачи получить информацию об их увлечении модой и участии в модных показах, не было и ни одного вопроса, затрагивающего данную тематику. Но ответы периодически возникали сами. Также проводился вторичный анализ имеющихся публикаций по теме исследования, сравнительный анализ и обобщение данных, анализ статистики. Результаты и обсуждение. В ходе интервью с людьми старшего возраста автор зафиксировал возможности, способствующие активному долголетию, которые проявляются благодаря увлечению модой. Многочасовые репетиции, постоянные занятия и тренировки модельного шага положительно сказываются на осанке и фигуре, помогают похудеть и даже улучшить здоровье. Снятие зажимов в теле и приобретение навыков фотопозирования способствуют новому восприятию себя и большей уверенности, мотивируют развиваться. Появляется новый стиль и красивые фотографии как память о проведенном времени; проявляются творческие качества и формируется сообщество по интересам. Люди старшего возраста ощущают свою важность, нужность, видимость для общества, признаются, что исполнили мечту детства, юности. Заключение. Информанты отмечали, что стали выглядеть и чувствовать себя моложе. Полученные навыки и первые результаты по ощущению себя другими, не такими, как в обычной жизни, задают вектор дальнейшего развития, появляются новые планы и жизненные горизонты, способствующие активному долголетию.