Архив статей журнала
Развитие цифровых технологий в системе российского здравоохранения в значительной степени обусловлено коммуникативными процессами: взаимодействие управляющих структур и исполнителей, коммуникации врача и пациента, стандарты оказания медицинской помощи, и множество других организационных процессов. Это требует решения ряда управленческих, организационных, этических проблем. Правительством России определены основные цели цифровизации здравоохранения: предоставление населению медицинских услуг на качественно ином, более современном уровне, удовлетворяющем современным запросам общества, позволяющим использовать в максимально широком диапазоне современные достижения мировой и отечественной медицины1. Авторы рассматривают проблемы цифровизации медицины, решение которых предлагают через оптимизацию коммуникаций профессионального сообщества. Предложения разработаны на основе обобщения результатов проведенных авторами социологических опросов пациентов московских стоматологических клиник «Использование электронных медицинских карт» (март 2022), опроса ожидающих приёма в городских поликлиниках жителей Томска (N=107) и Москвы (N=157) (март 2022), а также содержательного анализа сайтов профессиональных сетевых сообществ «Анализ содержания дискуссий в сетевых сообществах медицинских работников» (август 2018 -февраль 2019). Также проведен вторичный анализ данных социологических исследований ВЦИОМ. По итогам исследования установлено, что ряд проблем связан с правовой неопределённостью процедур и методов применения цифровых технологий, актуальным остается вопрос развития коммуникативных компетенций в профессиональной среде, выявлена потребность в обмене опытом внедрения цифровых технологий в практику работы врачей и администраторов, профессиональном развитии кадров, вовлечении наиболее активных сотрудников в процессы проектирования и внедрения цифровых технологий.
Существует мало теоретических обоснований интегрированного управления в муниципалитетах. Особенно это касается необходимости формулирования концепции и применения цифровых технологий для муниципалитетов различного уровня. В сфере управления, осуществляемого с помощью цифровых технологий зачастую не учитываются основные ценности, характерные для общественных организаций, в частности федераций и ассоциаций, объединяющих организации и физические лица, вовлеченные в этот процесс. проблема цифровизации рассматривалась во многих областях, но на муниципальном уровне имеются лишь результаты фрагментальных описаний и то, чаще всего лишь на уровне преобразования ранее созданных контентов в цифровой формат. Авторами представлены различные подходы к применению цифровых технологий в управлении: электронное правительство, цифровой город, умный город, цифровые проекты муниципалитетах, цифровизация администрации, информационно-коммуникационные технологии в государственном и муниципальном управлении. В настоящем исследовании рассматривается редко рассматриваемый аспект, а именно трансформация цифровых технологий в управленческом процессе на городском уровне, а также их влияние на активы городской инфраструктуры. Также в настоящем исследовании сделана попытка системно рассмотреть объекты муниципальной жилищной структуры в цифровом формате и привлечение внимания практического мира к той ценности, которую может привнести комплексная и интегрированная в цифровое пространство система жилищной застройки.
Автор отмечает, обращаясь к мнению ряда известных исследователей, значительный уровень взаимопроникновения физической и цифровой реальности, а также интенсивность их взаимодействия. Возникают новые формы цифрового неравенства, которые сосуществуют наряду с традиционными его проявлениями и взаимосвязаны с ними. Понятия цифровых разрывов первого, второго и третьего уровней не вытесняются концепциями цифрового неравенства, а продолжают использоваться наравне с ними, сохраняя свою привлекательность. Автор полагает, что одна из наиболее эвристичных для изучения цифрового неравенства и цифровых разрывов методологий предложена в подходе П. Бурдье, который изучал неравенство сквозь призму форм капитала и понятие габитуса. Мы рассмотрели результаты британского исследования «Me and My Big Data» 1, заслугой которого является многомерный подход к цифровому неравенству при построении идеально-типических моделей пользователей цифровой среды. В этом исследовании цифровое неравенство раскрывается как через неравный уровень знаний и навыков британских пользователей, так и через социальные преимущества, которые часть из них получает в сетевом взаимодействии.
В настоящее время активное внедрение цифровых технологий в сферу политической коммуникации привело к трансформации структуры электорального дискурса. Методика анализа «больших данных» широко используется на этапе подготовки для уточнения целевого электората, на этапе коммуникации технология «машинного обучения» помогает выявлять фейки и мониторить СМИ, а нейросети создают агитационный контент. Цифровые технологии дают возможность акторам политического процесса общаться с электоратом по каналам, не зависящим от мейнстримных традиционных медиа, уплотняют информационную среду и способствуют созданию уникальной цифровой сценографии, которая оказывает мощное эмоциональное воздействие на электорат. В статье рассматривается самый активный период избирательной кампании, когда кандидат находится в непосредственном контакте с электоратом, и цифровые технологии усиливают степень его воздействия на потенциальных избирателей. Показано, что выбор цифровых технологий зависит в большой степени от политической культуры страны. Рассмотрен опыт США, Франции, Индии и Южной Кореи.