Архив статей журнала

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ (2025)
Выпуск: № 2 (18) (2025)
Авторы: Двойнин Алексей Михайлович

Статья посвящена анализу современного состояния научно_исследовательской культуры в российской педагогике и перспективам ее развития. Введение подчеркивает актуальность проблемы, вызванной изменениями в требованиях к научным исследованиям и публикационной активности. Обсуждаются как внутренние, так и внешние факторы, повлиявшие на культуру педагогических исследований, включая изменения в образовательной системе и научной политике после 1990-х годов. Автор отмечает, что с конца XX века российская педагогика пережила драматические изменения, когда фундаментальные научные исследования стали уступать место авторским педагогическим концепциям и проектированию, что в сочетании с другими факторами - социально_политическими, экономическими и др. - негативно повлияло на качество научных работ. Критически оценивается состояние педагогических исследований и диссертаций, отмечается их формализм и отсутствие методологической строгости. В статье также поднимается вопрос о научной этике, указывается на распространенные нарушения, такие как плагиат и фальсификации, а также утверждается необходимость создания этических регуляторов. В заключение предлагаются пути повышения научно_исследовательской культуры, включая разработку исследовательских регламентов, развитие этико_методологической экспертизы, создание научно_исследовательских центров, улучшение коммуникации с международным научным сообществом и др. Автор считает, что восстановление высоких стандартов научной деятельности поможет повысить статус педагогики как науки[39].

Сохранить в закладках