Архив статей журнала
Цель статьи заключается в привлечении внимания профессиональной среды к проблемам формирования статистического мышления в России. К сожалению, в настоящее время еще окончательно не проступило четкое понимание научной дефиниции «статистическое мышление», что привносит заметные трудности в процесс выработки механизма и учета особенностей формирования статистического мышления в обществе, особенно среди молодых подрастающих поколений. В работе озвучен вывод о том, что в сложившихся условиях чрезвычайно важно консолидировать усилия статистического сообщества, направленные на конкретизацию содержания статистического мышления и решение проблем, связанных с расширенным воспроизводством его непосредственных носителей.
Актуальность проведенного исследования заключается в том, в настоящее время все большее и большее влияние оказывают информационные потоки, основанные зачастую на «подтасовке» данных. И статистика выступает в качестве такого инструмента. Цель исследования. Целью данной работы является изучение мнений и подходов в использовании статистики для ведения информационных войн. Материалы и методы. В ходе исследования изучены основные направления статистики как инструмента работы с данными. Наиболее распространенными и практически обосновываемыми является использование статистики как инструмента познания, управления, пропаганды и контроля. Результат интерпретации статистических данных первую очередь зависит от степени объективности и уровня грамотности тех, кто работает с данными: как на начальном этапе формирования исходного массива данных, так и на этапе объяснения получившихся значений. Результаты. Выявлено что одни и те же параметры (пропорции) могут быть интерпретированы совершенно по-разному. Подобные различия складываются как из субъективизма восприятия этих данных, так и из степени проработки материала. Как результат возникает поле для разночтений и дискуссии. Заключение. Статистика уже превратилась в неотъемлемый составной элемент войн нового формата, где битва за мировоззрение людей становится основой для дальнейшего присутствия во многих сферах жизнедеятельности. Но при грамотной, должным образом структурированной и своевременно поданной статистической информации возможно подавлять ложно созданные данные и наносить противнику ущерб, существенно превосходящий прямые военные столкновения на поле боя.
Предмет. Система отношений по информационному обеспечению вопросов отражения количества и тяжести чрезвычайных ситуаций (ЧС) для Российской Федерации в целом и её регионов. Цели. Создание специальной организационно-функциональной системы статистики количества и экономических последствий ЧС, обеспечивающих государственные органы полной, достоверной, обоснованной официальной информацией для осуществления комплекса мероприятий по обеспечению безопасности населения и повышению устойчивости экономики. Методология. Исследование проведено на основе использования методов: теоретического анализа исследуемой проблематики; интеграции эмпирических данных; определения трендов на основе метода среднеквадратического отклонения; графического; а также синтеза выводов и предложений на основе проведенного исследования. Результаты. Раскрыта специфика необходимости отражения статистическими методами такого случайного процесса как возникновение ЧС и их тяжести для экономики. Отражена специфика ЧС в России в 2023 г., когда основная тяжесть количества и экономических последствий пришлась на Южный Федеральный округ, а в его составе на Республику Крым, г. Севастополь и Ростовскую область. Продемонстрирована методика построения трендов количества и тяжести ЧС, что является весьма важной информацией для стратегического управления опасными случайными процессами. Сформулирован комплекс предложений по созданию единой государственной системы статистики ЧС, призванной обеспечить органы управления качественной информацией о ЧС. Выводы. Результаты исследования целесообразно учитывать при совершенствовании систему правления в ЧС со стороны органов Государственной комиссии Правительства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и МЧС страны. Выявленные в ходе исследования тренды количества и тяжести экономических последствий ЧС могут быть использованы органами государственного управления страны и её регионов при осуществлении их социально-экономического развития.