Архив статей журнала
Повышение уровня жизни граждан и улучшение инвестиционного климата - ключевые ориентиры любого государства. Целью данного исследования является анализ взаимосвязи качества жизни на прирост банковских вкладов по регионам России. Материалы и методы. Интегральный индикатор качества жизни (ИИ КЖ) населения регионов РФ с 2011 по 2021 годы был оценен с помощью метода главных компонент на основе блоков переменных, отражающих не только материальные, но и духовно-нравственные сферы жизни общества. Авторы проанализировали наличие корреляции между ИИ КЖ и объемом банковских вкладов. Предположив, что ИИ КЖ может оказывать значимое влияние на прирост объемов банковских вкладов, были построены и проанализированы модели панельных данных с фиксированными и случайными эффектами. В работе были использованы данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат), а также из открытых российских интернет-ресурсов о банковской аналитике. Результаты. В работе показано, что несмотря на наличие устойчивой корреляции между значением ИИ КЖ и оценкой объема вкладов, качество жизни не оказывает значимого влияния на прирост банковских вложений. Региональная инфляция ожидаемо негативно воздействует на прирост вкладов. Заключение. Увеличение свободных денежных средств стимулирует население выбирать наиболее надежные способы их сохранения и приумножения, например, банковские вклады. Но повышая качество своей жизни, население может начать рассматривать иные, пусть и менее надежные, но, возможно, более доходные направления инвестирования, такие как недвижимость или ПИФы. Кроме того, на сегодняшний день возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере не более 1,4 млн руб., что побуждает агентов рассматривать иные инструменты инвестирования, если располагаемые свободные денежные средства превышают указанную выше сумму. В условиях, когда темпы роста потребительских цен превышают доходность вкладов, их реальная доходность становится отрицательной, а значит, население будет искать альтернативные способы инвестирования. Анализ, учитывающий различные виды инвестирования по регионам страны, является на текущий момент сложной задачей ввиду агрегированности и непрозрачности такого типа данных. Отметим также, что турбулентный период, начиная с 2022 года, характеризующийся резким повышением процентных ставок, требует отдельного рассмотрения.
Цель статьи заключается в привлечении внимания профессиональной среды к проблемам формирования статистического мышления в России. К сожалению, в настоящее время еще окончательно не проступило четкое понимание научной дефиниции «статистическое мышление», что привносит заметные трудности в процесс выработки механизма и учета особенностей формирования статистического мышления в обществе, особенно среди молодых подрастающих поколений. В работе озвучен вывод о том, что в сложившихся условиях чрезвычайно важно консолидировать усилия статистического сообщества, направленные на конкретизацию содержания статистического мышления и решение проблем, связанных с расширенным воспроизводством его непосредственных носителей.
Цель исследования. Целью исследования является моделирование обобщенной системы индикаторов экономической безопасности регионов Российской Федерации. Тема исследования является актуальной, поскольку предупреждение кризисных ситуаций, организация стабильного функционирования региональных экономик, развитие территорий и рост уровня жизни населения обуславливают необходимость постоянного мониторинга экономической безопасности регионов России, которое основывается на моделировании системы индикаторов, т. к. социально-экономическое развитие - это сложная система взаимосвязей, различных составляющих экономики. Данные и методы. В качестве информационно-эмпирической базы исследования были использованы нормативно-правовые документы органов государственного управления РФ, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Единой межведомственной информационно-статистической системы и Министерства Финансов Российской Федерации. Показатели были выбраны на основе трудов российских ученых и Указа Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». При формировании и моделировании обобщенной системы индикаторов экономической безопасности регионов использован метод факторного анализа-метод главных компонент. Решения и результаты. Для решения поставленной цели на начальном этапе исследования была сформирована система индикаторов, состоящая из 26 показателей, характеризующая производственную, финансовую, социальную и другие стороны жизнедеятельности регионов определяющих экономическую безопасность. К отобранной системы показателей был применен метод сжатия информации, метод главных компонент. При выборе количества главных компонент (факторов), опирались на собственные значения главных компонент (критерий Кайзера) и их вклад в общую дисперсию исходных признаков. Было выделено семь главных компонент. При этом их общий вклад в общую дисперсию составил 78,45%, что является достаточным условием для образования компонент. Наилучшая интерпретация главных компонент была достигнута без подвергания факторных нагрузок каким-либо вращениям. Таким образом, были получены компоненты: f_1 (финансовая безопасность), f_2 (демографическая безопасность), f_3 (социальная безопасность), f_4 (продовольственная безопасность), f_5 (научно-техническая безопасность), f_6 (степень износа основных фондов), f_7 (производственная безопасность). Коэффициенты информативности для всех главных компонент находятся в пределах от 0,70 до 0,95, следовательно, их состав является существенным. Построенная регрессионная модель в стандартизованном виде позволила определить влияние на уровень экономической безопасности регионов РФ выделенных обобщенных факторов. Заключение. Наличие высокого уровня экономической безопасности важно для деятельности каждого региона, поэтому необходимо проводить качественный мониторинг степени экономической безопасности, который позволяет выявить слабые и сильные места в экономике. Результаты проведенного исследования позволили сформировать основные обобщенные факторы экономической безопасности регионов: финансовой, демографической, социальной, продовольственной, научно-технической и производственной безопасности и степени износа основных фондов - субъекты Российской Федерации могут быть оценены с точки зрения их экономической устойчивости, а, следовательно, и их конкурентоспособности на уровне страны.
Цель исследования. В статье тщательно изучены предпосылки для проявления коинтеграционных связей на фоне колебаний обменных курсов AZN/TL и USD/TL в течение первой половины 2023 года в условиях, характеризующихся резким обесцениванием турецкой лиры. Материалы и методы. В работе используются современные эконометрические методологии, в том числе тест коинтеграции Йохансена, тест причинности Грейнджера, векторная коррекция ошибок и другие соответствующие подходы. Результаты. В исследовании были динамически проанализированы причины девальвации турецкой лиры, ее влияние на экономику Азербайджанской Республики и обменный курс AZN/TL. Коинтеграционная модель взаимного влияния была создана посредством точного применения эконометрических тестов. Коэффициент восстановления дисбаланса составил -0,933745, обеспечивающим возврат траектории в исходное состояние в последующий момент после отклонения от состояния равновесия. В случае разницы первого порядка USD/TL этот коэффициент составляет -0,242442, хотя и статистически является незначимым. Интерпретация полученной модели указывает на то, что обесценивание турецкой лиры по отношению к доллару не оказывает существенного влияния на колебания курса AZN/TL. Заключение. Результаты исследования показывают, что хотя курс USD/TL и оказывает влияние на курс AZN/TL, экономика Азербайджанской Республики не пострадает серьезно от девальвации турецкой лиры.
Цель. Целью настоящей работы является анализ развития экономики Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации, а также реформ, направленных на либерализацию всех аспектов общественной жизни, демократизацию государства и общества, а также выявление наилучших практик модернизации отраслей и сфер национальной экономики для достижения высоких конкурентных преимуществ страны на мировом экономическом рынке. Материалы и методы. Основными источниками для проведения анализа и подготовки к публикации настоящей статьи явились официальные статистические данные Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан. Вместе с тем, при написании статьи авторами были использованы методы статистического анализа количественных данных, синтеза, методы системного обобщения результатов анкетного и экспертного опросов, монографического исследования, методы работы со специализированными программными продуктами, цифровыми платформами и сервисами, а также специализированные методы поиска и обработки данных при работе со статистическими отчетами и аналитической информацией, представленной на корпоративном портале Агентства статистики при Президенте Республики Узбекистан. Результаты. Авторами статьи изучена нормативно-правовая база по реформированию национальной экономики Республики Узбекистан, проанализированы цифровые механизмы по претворению в жизнь стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» и на основе тщательной проработки стратегических направлений развития экономики выявлено, что реализуемые реформы, высокая требовательность и ответственность к выполнению поставленных задач по достижению целей, являются достаточно эффективными. Кроме того, настоящее исследование показало, что применяемые цифровые решения, такие как цифровые платформы и специально разработанные для сферы статистики цифровые сервисы, технологии искусственного интеллекта, BIGDATA, облачные вычисления, бизнес-аналитические механизмы, а также специализированные программные продукты, возможность работы с мобильными устройствами и применение спутниковой навигации для сбора статистических данных в регионах страны, позволяют провести многоаспектный анализ бизнес - процессов экономических объектов нациоальной экономики и выработать оптимальные управленческие решения для дальнейшего эффективного развития отраслей и сфер экономики Республики Узбекистан. Заключение. Исследования, проведенные в рамках настоящей работы, показывают, что на сегодняшний день в результате, разработанных в Республике Узбекистан стратегий по эффективному развитию экономики страны, достигнуты высокие показатели. Однако, в отдельных отраслях и сферах национальной экономики ещё необходимы качественные преобразования, основанные на внедрении передовых методологических основ, инновационных технологических и управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности страны. Необходимо и дальше совершенствовать техническую и технологическую базу промышленных и сельскохозяйственных предприятий, обеспечить качественное развитие человеческого капитала, совершенствовать методы и формы функционирования бизнес - структур в условиях цифровой экономики, выявить новые драйверы развития для сбалансированного роста экономики и повышения качества жизни населения страны.
Цель исследования. В статье представлены результаты статистического анализа особенностей питания населения Республики Мордовия для оценки его пищевого поведения в соответствии с принципами здорового питания. Результаты исследования показали несоответствие рациональным нормам потребления основных продуктов питания населением республики. Наиболее выраженный дефицит в рационе питания населения республики наблюдается в потреблении овощей и бахчевых, молока и молочной продукции и растительного масла. Значительное превышение рекомендуемой нормы характерно для потребления сахара, хлебных продуктов, картофеля, мяса и мясопродуктов и яиц. Выявлено сокращение пищевой энергетической ценности суточного рациона питания до 2600 ккал против 3126 ккал согласно рациональным нормам потребления. Материалы и методы. В качестве методологической основы исследования использован метод агрегирования, позволяющий рассчитать индикаторы преимуществ потребления основных продуктов питания населением регионов Приволжского федерального округа: опережение, паритет и отставание от рекомендуемых рациональных норм потребления. Вычисление интегральной оценки качества питания населения осуществлено без учета весовых коэффициентов основных групп продуктов питания. Информационная база исследования - данные Федеральной службы государственной статистики. Результаты исследования подтверждают наличие дифференциации потребления продуктов питания и его качества в регионах Приволжского федерального округа. Не выявлено ни одного региона с паритетом по рекомендуемым рациональным нормам питания. В двух регионах (Удмуртская и Чувашская республики) наблюдается приближенное к рациональным нормам потребления. В четырех регионах Приволжского федерального округа (Пермский край, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области) наблюдается отставание потребления от рекомендуемых рациональных норм. В остальных регионах отмечается превышение рациональных норм потребления по большинству продуктов питания. В данную группу регионов входят республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Кировская, Нижегородская, Оренбургская и Самарская области. Для Республики Мордовия значение интегральной оценки составило 1,052. Выводы. Отмечена необходимость продолжения мероприятий по формированию у населения приоритетов здорового образа жизни через культуру питания, заложенных в Федеральном проекте «Укрепление общественного здоровья».
Цель исследования. Одной из важнейших функций российского банковского сектора является аккумуляция временно свободных денежных средств населения для осуществления в дальнейшем активных операций, включая кредитование юридических и физических лиц. На объем депозитов физических лиц оказывают влияние различные факторы, основными из них являются показатели уровня жизни населения, которые существенно различаются в регионах страны. В условиях существенных различий пространственного развития регионов целесообразно произвести статистический анализ влияния основных показателей уровня жизни населения на объем привлекаемых кредитными организациями средств населения в субъектах Российской Федерации. Цель данного исследования - статистический анализ динамики и структуры вкладов населения, а также оценка влияния основных показателей уровня жизни населения на объем привлекаемых кредитными организациями средств населения. Методы исследования и источники информации. В качестве статистического инструментария применены: структурный и динамический анализ, кластерный анализ, корреляционно-регрессионный анализ, а также табличный и графический методы представления результатов исследования. Информационной базой являются официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и Центрального Банка РоссииРезультаты исследования. Проведенный анализ динамики объема депозитов физических лиц показал рост объема частных вкладов в рублях при значительном сокращении депозитов в иностранной валюте во всех федеральных округах страны. В результате изучения региональной структуры депозитов физических лиц в кредитных организациях можно выделить три федеральных округа, доля которых составляет 73,5% в общем объеме частных вкладов в стране. Применение метода кластерного анализа позволило выделить три группы регионов. В первый кластер вошли три субъекта, которые характеризуются самыми высокими значениями объема вкладов в расчете на душу населения. Второй кластер составили 66 регионов страны, в которых сохраняется низкий уровень развития сберегательного дела. В 13 субъектах, вошедших в третий кластер, отмечается средний уровень депонирования денежных средств в кредитных организациях страны. Применение метода корреляционно-регрессионного анализа позволило выявить наиболее значительное влияние на объем частных вкладов в расчете на душу населения величины среднедушевых денежных доходов населения, т. е. высокий уровень денежных доходов будет способствовать росту объема привлекаемых кредитными организациями вкладов граждан, а также умеренное прямое влияние уровня занятости населения. А в отдельных группах регионов степень влияния факторных признаков на объем частных вкладов в расчете на душу населения различается.
Актуальность проведенного исследования заключается в том, в настоящее время все большее и большее влияние оказывают информационные потоки, основанные зачастую на «подтасовке» данных. И статистика выступает в качестве такого инструмента. Цель исследования. Целью данной работы является изучение мнений и подходов в использовании статистики для ведения информационных войн. Материалы и методы. В ходе исследования изучены основные направления статистики как инструмента работы с данными. Наиболее распространенными и практически обосновываемыми является использование статистики как инструмента познания, управления, пропаганды и контроля. Результат интерпретации статистических данных первую очередь зависит от степени объективности и уровня грамотности тех, кто работает с данными: как на начальном этапе формирования исходного массива данных, так и на этапе объяснения получившихся значений. Результаты. Выявлено что одни и те же параметры (пропорции) могут быть интерпретированы совершенно по-разному. Подобные различия складываются как из субъективизма восприятия этих данных, так и из степени проработки материала. Как результат возникает поле для разночтений и дискуссии. Заключение. Статистика уже превратилась в неотъемлемый составной элемент войн нового формата, где битва за мировоззрение людей становится основой для дальнейшего присутствия во многих сферах жизнедеятельности. Но при грамотной, должным образом структурированной и своевременно поданной статистической информации возможно подавлять ложно созданные данные и наносить противнику ущерб, существенно превосходящий прямые военные столкновения на поле боя.
Важно заранее, на этапе заключения договора выявлять исполнителей, которые не обладают достаточными экономическими ресурсами для выполнения принятых на себя обязательств. Данное знание помогает заинтересованным лицам принимать дополнительные меры для нивелирования негативных рисков. Цель исследования - разработка методики мониторинга и оценки подрядчиков по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т. ч. гарантийных). Материалы и методы. Информационной базой исследования послужили открытые данные Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИСЗ), Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БФО). В исследовании использовались следующие статистические методы: описательная статистика, дискриминантный анализ, пробит-регрессия, построение интегральных показателей, типологическая группировка. Методика представлена в виде алгоритма, содержащего следующие этапы исследования: формирование исходных данных, выявление специфического индикатора, подвергающегося оценке (критерий срок), формирование системы показателей для оценки уровня соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т. ч. гарантийных), оценка уровня соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т. ч. гарантийных) (расчет интегрального показателя, типология подрядчиков, идентификация новых объектов наблюдения по типу соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т. ч. гарантийных)) и выработка рекомендаций по повышению уровня соблюдения сроков исполнения договорных обязательств. Результаты. В статье осуществлена классификация подрядчиков, участвующих в госзакупках по 44-ФЗ, с видом экономической деятельности дорожное строительство на основе введенного индикатора срок. Предложена и апробирована на реальных совокупностях методика мониторинга и оценки подрядчиков по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т. ч. гарантийных). Рассчитан интегральный показатель, позволяющий прогнозировать предположительные факты исполнения обязательств в срок и с нарушением срока. Проведена типология подрядчиков по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств; построено уравнение пробит-регрессии с учётом отраслевой специфики для идентификации новых объектов наблюдения по типу соблюдения сроков исполнения договорных обязательств. Сделаны выводы и предложения по повышению уровня соблюдения сроков исполнения договорных обязательств на рассматриваемых субъектах хозяйствования. Заключение. Рассмотренная методика статистического исследования позволяет осуществлять мониторинг и оценку подрядчиков по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т. ч. гарантийных); проводить межорганизационные сравнения как в статике, так и в динамике; определять тип новых объектов наблюдения по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств. Результаты расчетов могут использоваться для проведения бенчмаркинга в части исследования собственного состояния организации, выявления лидеров и конкурентов отрасли.