Архив статей журнала

КОИНТЕГРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ (2025)
Выпуск: Т. 22 № 2 (2025)
Авторы: Yuniszada R. V.

Цель исследования. Цель исследования - анализ динамики развития торгово-экономических отношений между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией в условиях санкций с применением эконометрических методов. Это включает построение эконометрической модели взаимосвязи ключевых макроэкономических показателей, таких как ВВП на душу населения обеих стран, численность экономически активного населения и товарооборот между двумя странами, в рамках эмпирического исследования, охватывающего период с 1992 по 2023 год.

Материалы и методы. Для оценки динамики экономических отношений использованы эконометрические методы. В исследовании проведена статистическая обработка исходных данных, построена формальная регрессионная модель, выполнен анализ причинности Грейнджера и применен метод коинтеграции Йохансена-Грейнджера. В результате была реализована модель коррекции ошибок, которая показала статистическую значимость. Все расчёты выполнены в програмном обеспечении EViews 12. Для проверки корректности модели и достоверности полученных результатов проведён ряд диагностических тестов.

Результаты. Результаты исследования показывают, что товарооборот между Азербайджаном и Россией находится в состоянии долгосрочного равновесия, а между экономическими показателями наблюдаются взаимные влияния. Модель построена с учётом последствий санкций, введённых против России западными странами и США в 2014 году, а также их ужесточения в 2022 году. Влияние различных факторов на товарооборот анализировалось с использованием модифицированной базы гравитационной модели. Была изучена реакция итоговых переменных на изменения причинных факторов, а также получена годовая декомпозиция дисперсии остаточных значений. Проведен анализ статистически значимой коинтеграционной зависимости и определена степень отклонения от равновесной траектории.

Заключение. Установлено, что санкции, введённые в 2014 году, не оказали значительного влияния на товарооборот, в то время как санкции 2022 года оказали положительный эффект. Это можно объяснить тем, что Россия разработала новые экономические стратегии и укрепила сотрудничество с партнёрами, такими как Азербайджан. Учитывая неопределённость санкционной политики и международной экономической среды, для поддержания торговых отношений между Азербайджаном и Россией необходимо внедрять новые экономические стратегии. Эти стратегии должны быть направлены на укрепление долгосрочного экономического партнёрства и взаимных инвестиций.

Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ: АНАЛИЗ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2025)
Выпуск: Т. 22 № 2 (2025)
Авторы: Вакарев Александр Алексеевич, Голодова Ольга Александровна, Гаврилова Оксана Александровна, Максимова Ольга Николаевна, Бурдюгова Ольга Михайловна

Предмет. Система отношений по информационному обеспечению вопросов отражения количества и тяжести чрезвычайных ситуаций (ЧС) для Российской Федерации в целом и её регионов. Цели. Создание специальной организационно-функциональной системы статистики количества и экономических последствий ЧС, обеспечивающих государственные органы полной, достоверной, обоснованной официальной информацией для осуществления комплекса мероприятий по обеспечению безопасности населения и повышению устойчивости экономики. Методология. Исследование проведено на основе использования методов: теоретического анализа исследуемой проблематики; интеграции эмпирических данных; определения трендов на основе метода среднеквадратического отклонения; графического; а также синтеза выводов и предложений на основе проведенного исследования. Результаты. Раскрыта специфика необходимости отражения статистическими методами такого случайного процесса как возникновение ЧС и их тяжести для экономики. Отражена специфика ЧС в России в 2023 г., когда основная тяжесть количества и экономических последствий пришлась на Южный Федеральный округ, а в его составе на Республику Крым, г. Севастополь и Ростовскую область. Продемонстрирована методика построения трендов количества и тяжести ЧС, что является весьма важной информацией для стратегического управления опасными случайными процессами. Сформулирован комплекс предложений по созданию единой государственной системы статистики ЧС, призванной обеспечить органы управления качественной информацией о ЧС. Выводы. Результаты исследования целесообразно учитывать при совершенствовании систему правления в ЧС со стороны органов Государственной комиссии Правительства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и МЧС страны. Выявленные в ходе исследования тренды количества и тяжести экономических последствий ЧС могут быть использованы органами государственного управления страны и её регионов при осуществлении их социально-экономического развития.

Сохранить в закладках
НАРОДОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ (2025)
Выпуск: Т. 22 № 2 (2025)
Авторы: Кремлев Николай Дмитриевич

Целью исследования является определение стратегического фактора народосбережения, влияющего на экономическое поведение населения и устойчивое развитие экономики. В современной концепции народосбережения целью государства является сбережение, сохранение и выживание населения посредством поддержания здоровья, ликвидации бедности и безработицы на основе эффективной политики по активизации экономического поведения. Информация о народосбережении служит не только как инструментом эффективной государственной политики, но и способом защиты естественно-физиологических и социально-экономических потребностей человека и его экономики. Однако в российских регионах усиливается процесс старения населения, выражающийся в сокращении численности, депопуляции и урбанизации, наблюдается значительная дифференциация уровня рациональности экономического поведения населения в регионах страны. Согласно нашей гипотезе, преодоление вымирания людей и барьеров иррационального поведения определяются главной целиью сбережения населения регионов России посредством эффективной государственной политики. Материалами и методами исследования являются данные официальной статистики, использованы: индексный метод, балансовых построений, группировок и многофакторного анализа различных данных. Результаты исследования: автором сделан вывод о том, что идея народосбережения как стратегического фактора, влияющего на экономическое поведение населения должна стать главной целью государственной политики, способствующей повышению качества жизни людей. Сформулировано понятие народосбережения как процессов изменений, в которых развитие личности, укрепление нынешнего и будущего человеческого капитала, эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического прогресса, согласованы друг с другом и направлены для удовлетворения потребностей населения. Апробация отражения факторов народосбережения проведена по социально-экономическим показателям, за период 2010-2023 годы, которые позволили выявить положительные и отрицательные воздействия на экономическое поведение населения, политику государства по созданию благоприятных условий жизнедеятельности людей. Заключение: использование статистического подхода к отражению сущности народосбережение в качестве стратегического фактора позволит активизировать экономическое поведение населения во многих регионах страны посредством повышения эффективности управления ресурсами. Стимулирование рационального поведения населения послужить повышению рождаемости, снижению смертности, росту квалифицированной миграции лиц, улучшению брачных отношений. Установлено отрицательно влияние высокой инфляции на поведение населения, которая искусственно снижает ценность труда и знаний людей, покупательную способность денег, доходы и деятельность домохозяйств. Поэтому принятие новой концепции народосбережения должно стать стратегической целью государственного управления в регионах страны для повышения благосостояния населения.

Сохранить в закладках