Архив статей журнала
Ускоренное освоение Сибири возможно только на основе использования ее ресурсного потенциала, который представлен огромными запасами полезных ископаемых. Это означает, что развитие минерально-сырьевого комплекса останется приоритетным направлением на длительный период. В связи с этим возникает вопрос, насколько отрасли сырьевой специализации обеспечивают устойчивое региональное развитие? Для оценки устойчивости региональной экономической системы предлагаются показатели, отражающие экономический рост, социальное развитие и экологическое состояние. Как показало исследование, развитие отраслей по добыче полезных ископаемых способствует значительному росту экономики ресурсных регионов, благодаря чему они обеспечивают основной объем доходов консолидированного бюджета, увеличение валового регионального продукта и привлечение инвестиций. Анализ показателей социального развития не выявил преимуществ в уровне жизни населения ресурсных регионов по сравнению с нересурсными. Индикаторы экологического состояния свидетельствуют о крайне неблагоприятной ситуации в сфере безопасности окружающей среды, сложившейся в регионах сырьевой специализации. Полученные результаты могут быть использованы при регулировании процессов управления минерально-сырьевым комплексом как на государственном, так и на региональном уровне.
Российское законодательство определяет сбалансированное пространственное развитие страны как государственную задачу, реализация которой связана в том числе с энергетической сбалансированностью российских регионов. В России наблюдается значительная межрегиональная дифференциация по уровню энергообеспеченности энергетическими активами, которая, в свою очередь, связана с внутренней энергетической несбалансированностью регионов. Целью исследования является осуществление анализа энергозависимости и энергообеспеченности регионов, которые создают региональные проблемы в области энергоразвития территорий, а также определение возможных путей их преодоления посредством принятия стратегических решений со стороны органов государственной власти.