Архив статей журнала
Возникновение и дальнейшие развитие бизнес-экосистем ведёт к усилению их влияния на глобальную и национальную экономики. Преобразование конкуренции и нарастающие тенденции к сотрудничеству между хозяйствующими субъектами, взамен традиционного соперничества, заставляют руководителей модернизировать существующие подходы к управлению.
Статья посвящена рассмотрению вопроса функционирования современных бизнес-экосистем на базе цифровых платформ. Отдельное внимание уделено выявлению преимуществ и недостатков организации деятельности в рамках экосистемного подхода.
Отмечается, что с точки зрения руководителей крупных отечественных банковских организаций, построение бизнес-экосистемы является для компаний финансового сектора наиболее оптимальным выходом в ситуации, когда долговременные прогнозы изменения прибыли демонстрируют отрицательные значения.
Авторами сформулировано понятие «цифровой бизнес-экосистемы» на основе изучения научных исследований, анализа и синтеза представленной в них информации.
Выделены ключевые принципы экосистемного подхода к корпоративному управлению в условиях цифровой трансформации, а также обозначены его преимущества и недостатки. Проанализированы финансовые и нефинансовые сервисы экосистемы «Сбера».
Статья посвящена исследованию вопросов управления процессами цифровой трансформации закупочной деятельности. Выявлены барьеры, препятствующие результативному протеканию процессов цифровой трансформации закупочной деятельности в условиях динамичной бизнес-среды к которым относятся инфраструктурный, организационный, кадровый, функциональный и технологический барьеры.
Установлено, что для устранения проблемных областей и возникающих барьеров в реализации цифровых инициатив необходимо применение новых подходов, моделей управления процессом цифровой трансформации с выбором соответствующих технологических решений, способных повысить уровень цифровой зрелости закупочной деятельности.
В целях развития теоретико-методического обоснования инициатив цифровизации предложена модель управления процессом цифровой трансформации закупочной деятельности на основе итеративно-инкрементального подхода, применение которого обеспечит акселерацию процессов цифровой трансформации, минимизацию ресурсно-временных затрат и снижение степени вероятности возникновения рисков в сфере закупок, повышение прозрачности, гибкости и эффективности процессов закупки, что позволит многократно сократить время протекания процессов, увеличить скорость принятия управленческих решений в условиях динамичной бизнес-среды.
В статье обоснован переход от эффективной цепи поставок к устойчивой в связи с глобальной мировой нестабильностью. Выявлены свойства устойчивой цепи поставок. Установлено, что внедрение цифровых технологий придает цепи поставок дополнительные характеристики транспарентности и режима реального времени. С учетом особенностей текущего этапа цифровой трансформации, сделан вывод, что цифровая цепь поставок станет доминирующей моделью в ближайшем будущем, а также выступит катализатором интеграции свойств эффективности и устойчивости логистических процессов. Дано авторское определение цифровой цепи поставок в контексте эффективности и устойчивости. Сформулированы направления цифровой трансформации российских логистических компаний для адаптации к новым реалиям.
Ключевой целью представленной работы выступает разработка наиболее оптимальной модели цифровой трансформации бизнес-процессов предприятий промышленности, которая реализуется посредством технологий Индустрии 4.0, а также интегрального показателя экономической устойчивости инновационно-активного предприятия. В исследовании определены и классифицированы ключевые аспекты, необходимые для успешного внедрения Индустрии 4.0 в организации. Автор систематизировал структурные элементы подхода, основанного на управлении процессами, применяемого в управлении промышленным предприятием. Также была предложена унифицированная модель цифровой трансформации бизнес-процессов промышленного предприятия с учетом перехода к Индустрии 4.0; разработаны схема и интегральный показатель экономической устойчивости предприятия.