Архив статей журнала
Герменевтика традиционно рассматривается как ряд концепций понимания и интерпретации текстов. Однако анализ герменевтических концепций показывает, что традиционная для герменевтики проблема понимания представляет собой комплекс фундаментальных вопросов, касающихся механизмов функционирования сознания в целом. Разрабатывая проблему понимания, герменевтика коррелирует с теориями сознания и рациональности, в целом с междисциплинарными когнитивными исследованиями. В этом аспекте герменевтическая традиция содержательно сближается с различными концепциями сознания, формально не относящимися к герменевтике. В настоящей статье мы рассмотрим категорию действенно-исторического сознания Г. Гадамера в сравнении с концепцией «чувствующего разума» Х. Субири. В этих концепциях сознание или разум рассматриваются как механизмы освоения и транслирования языковой и в целом культурно-исторической традиции. Сравнительный анализ указанных концепций позволяет раскрыть и концептуализировать социальную природу сознания и разума.
Духовные искания В. В Розанова рассматриваются в контексте актуальной для европейской философии проблемы имманентизации Абсолюта. Творчество мыслителя эксплицируется как реализованная особым образом возможность имманентизации трансцендентного. Специфика реализации этой возможности в духовных исканиях мыслителя заключается в том, что основная категория метафизики Розанова - понимание - может быть интерпретирована и как трансцендентное миру, доказательством чего является его трансцендентность эмпирическому опыту и как имманентное ему, в пользу чего свидетельствует описанное мыслителем совпадение схем разума и сторон мира.