Архив статей журнала
Научное сообщество стоит на пороге революции, обусловленной интеграцией искусственного интеллекта (ИИ) в академическую среду. С появлением новых инструментов, способных анализировать информацию с невиданной ранее скоростью и точностью, а также создавать информационный контент, встает неотложная задача адаптации к этим переменам, чтобы максимально их использовать в пользу науки. Исследуется, как именно ведущие учебные заведения России - РУДН, ВШЭ и МГУ - реагируют на вызовы и возможности, связанные с ИИ. Анализ их официальных регламентов позволяет выявить подходы к регулированию использования ИИ в научной деятельности и оценить, как эти стратегии влияют на репутацию учебных заведений. Обзор показал, что эффективное внедрение ИИ в научные процессы требует балансирования между энтузиазмом к новым возможностям и осознанием возможных рисков для академической добросовестности. Понимание этого баланса и формирование четкой стратегии использования искусственного интеллекта имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы университеты не только находились в авангарде научного развития, но и сохраняли свою академическую честь и доверие общества.
Обосновывается необходимость формирования политической идентичности в цифровом пространстве. Через призму аналитического обзора этапов («волн») медиатизации была предпринята попытка рассмотрения проблем формирования цифровой идентичности в контексте особенностей последнего этапа - глубокой медиатизации. Обозначена роль цифровой социально-политической идентичности в условиях глубокой медиатизации политического пространства Российской Федерации.
Рассматривается проблема трансформации ценностных ориентаций студенческой молодежи под влиянием нарастающей цифровизации в различных областях и сферах жизнедеятельности. Материал, представленный в данной работе, основан на результатах эмпирического социологического исследования, проведенного по заявленной проблематике. Исследование было проведено в научной лаборатории кафедры «Социология и социальные технологии» Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС. В рамках научной работы был проведен анализ следующих важных аспектов: жизненные ценности студенческой молодежи, наиболее важные и первостепенные цели, присущие юному поколению, значимые качества, которыми должен обладать человек в современном информационном обществе. Отдельный блок вопросов касался мнения респондентов о цифровых технологиях как неотъемлемых ресурсах повседневной жизни и влиянии информационных сервисов на различные сферы деятельности. В ходе опроса выяснялось, смотрит или читает молодежь новостные сводки, и какая тематика, освещаемая в СМИ для них наиболее интересна. Анализ полученных результатов позволил выявить, что процесс цифровизации обладает как положительными, так и отрицательными сторонами и особо остро данная проблема нуждается в контроле и корректировке в отношении такой группы населения, как студенческая молодежь.