Архив статей журнала

«Quattuor sanctissimi episcopi»: кто, кроме Патрика? (2024)
Выпуск: Том 5, № 2 (2024)
Авторы: Кухтенкова Ольга Александровна

Святые Ибар, Айльбе, Киаран и Деклан в XVII в. были названы quattuor sanctissimi episcopi («четыре святейших епископа»). Считается, что они сыграли важнейшую роль в христианизации Ирландии, особенно её южных регионов, и подвизались как проповедники до св. Патрика или одновременно с ним. Сведения о них мы можем обнаружить в собраниях «Vitae Sanctorum Hiberniae», «Мартирологе Энгуса», «Мартирологе Донегола», «Анналах Четырёх Мастеров», Лейнстерской и Пёстрой книге, а также других источниках. Они являются основателями монастырей и епископских кафедр в Сайгире (св. Киаран), Эмли (св. Айльбе), Ардморе (Деклан). Св. Ибар мак Лугна основал обитель на о. Бегерин. В настоящее время почитание этих святых возрождается. Статья представляет опыт по систематизации сведений о четырёх епископах из текстов житий, анналов и других источников, их упоминающих. Задача статьи в определении места указанных святых в жизни ирландского общества и церкви, выявление специфики их образа, духовной и социальной роли в представлении людей раннего периода истории Ирландской церкви (через анализ нарративных паттернов, генеалогий и упоминаний), и краткое описание развития их культа в Новое время. В рамках статьи задача не решается исчерпывающим образом, но намечаются ключевые точки более обширной работы.

Сохранить в закладках
А. А. Смирнов о христианском элементе в древнеирландской нарративной традиции: нативизм в ранней отечественной кельтологии? (2024)
Выпуск: Том 5, № 2 (2024)
Авторы: Богданова Анастасия Алексеевна

Статья посвящена концепциям А. А. Смирнова об ирландской церкви и его взглядам на роль христианской культуры в древнеирландской нарративной традиции. Анализ архивных записей показывает, что значение т. н. «христианского элемента» всецело признавалось ученым, подчеркивалось в изначально нейтральных и умеренных формулировках; однако на стадии зрелого научного творчества тезисы о «несомненном христианском влиянии» некоторых мотивов сменяются их характеристикой как «поздних интерполяций», «механических вставок». Поворот от комплексного подхода к интенсивному поиску архаичной «кельтской» основы древнеирландских текстов затрагивает все аспекты «смирновского» дискурса: от интерпретаций отдельных мотивов до характеристики христианизации и церковной организации Ирландии.

В статье обозначены основные проявления и предполагаемые причины данной динамики «нативистской» позиции Смирнова, с привлечением обширных архивных (Ф. 670 РО ИРЛИ РАН) и опубликованных материалов (в т. ч. из фондов РНБ).

Сохранить в закладках