Архив статей журнала
В работе представлен краткий теоретический анализ понятия баланса работы и личной жизни. Исследования в этой области приобретают все большую значимость в контексте изучения последствий как на уровне отдельного человека, так и организации в целом. Установлено, что достижение баланса оказывает существенное влияние на различные аспекты трудовой деятельности и психологического благополучия. При этом наблюдается недостаток исследований данного феномена у работающих студентов. В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи имплицитных и эксплицитных установок по отношению к работе и отдыху у работающих студентов и специалистов, не проходящих обучение. Оценивались имплицитные и эксплицитные установки по отношению к работе и отдыху, вовлеченность в работу и субъективное благополучие. Выборку составили 109 человек, из них 55 работающих специалистов и 54 студентов, совмещающих работу и учёбу. Результаты исследования подтвердили взаимосвязь имплицитных и эксплицитных установок по отношению к работе и отдыху у студентов. Значимых различий в общей оценке эксплицитных установок у студентов и работающих специалистов обнаружено не было, однако были получены интересные данные по субшкалам опросника. Студенты чаще противопоставляют сферы, видя в работе как препятствие для личного удовлетворения, так и возможный источник вдохновения. Результаты носят противоречивый характер и нуждаются в дальнейшем анализе. Дополнительно было проведено исследование различий в уровне субъективного благополучия и вовлеченности, где результаты подтвердили, что студенты проявляют большую готовность к работе и усилиям, хотя уровень их субъективного благополучия не превышает таковой у работающих специалистов. Наблюдаемая ситуация требует дальнейшего изучения взаимосвязей между профессиональной и личной сферами, особенно в контексте студенческой жизни. Полученные данные могут быть интересны как для вузов, так и для практикующих психологов при личном консультировании.
Проблема развития субъектности взрослых людей, обучающихся по программам дополнительного образования, занимает важное место в психолого-педагогических исследованиях. Фундаментальной целью дополнительного образования является психологическое обеспечение профессиональной самореализации и социальной успешности выпускников дополнительных программ обучения. Интегральным фактором, побуждающим к получению дополнительного образования и осмысленной вовлеченности в учебную деятельность, является личность обучающегося. Успешность выстраивания личности в образовательном процессе зависит от ее активной субъектности и автономности. Актуальность исследований проблемы субъектности обусловлена трудностями, которые связаны с неоднозначностью понимания данного понятия в психологии образования и педагогике высшей школы. Перспективным направлением исследований является уточнение понятия субъектности личности, возможности ее развития в дополнительном образовании в синтезе междисциплинарной матрицы психолого-педагогического знания. Множество перспектив для анализа и понимания субъектной позиции взрослых обучающихся предоставляет философия. Статья посвящена осмыслению феномена субъектности личности в западной философии. Теоретическое исследование направлено на обогащение междисциплинарного дискурса по проблеме субъектности, ее содержания и развития в условиях дополнительного образования взрослых путем анализа трех тенденций в эволюции субъектности: от Протагора и софистов до метафизики Декарта и антиметафизической формы философствования на примере постмодернизма. Автором выдвигается тезис о том, что философия может быть успешно интегрирована в современную педагогику и дидактику высшей школы. Расширение научного дискурса по проблеме субъектности в психолого-психологических исследованиях актуализирует обсуждения таких тем как новая онтология и гносеология дополнительного образования, логика, этика, эпистемология, которые имеют приоритетное значение для самоопределения взрослого человека, его ценностей и смыслов, интеграции процессов и “миров”, что, по сути своей, является именно философским проектом. Трансформация системы дополнительного образования взрослых должна быть направлена на обеспечение ее целостности для холистической социализации взрослых людей. Достижение этой цели предполагает интеграцию формального, неформального и информального образования, а также формирование философского мировоззрения выпускников дополнительных программ обучения. Необходимо использовать потенциал как теоретической, так и практической философии.