Архив статей журнала

Сравнительный анализ личностных особенностей людей, испытавших и не испытавших трансцендентный опыт (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Жукова Александра Александровна

Современные исследования трансцендентного опыта показывают его потенциальное влияние на личностное развитие, однако эмпирическая база изменений в системе личностных характеристик остаётся недостаточно изученной. Предметом исследования являются личностные черты людей, испытавших трансцендентный опыт, а также личностные черты людей, не испытавших трансцендентный опыт. Исследование направлено на выявление специфики личностных черт, которые могут быть связаны с наличием или отсутствием трансцендентного опыта, а так же на анализ возможных закономерностей в их проявлении. В статье представлены результаты исследования личностных особенностей людей, переживших трансцендентный опыт. Выборку составили 600 человек, из которых 300 имели опыт трансцендентных переживаний и 300 не имели такового, в возрасте от 18 до 78 лет (средний возраст - 37 лет). Методы исследования: Шкала общей самоэффективности; Шкала удовлетворенности жизнью; Опросник большой пятерки; Опросник уровень субъективного контроля (УСК); Опросник личностных ценностей, KVS-2. Полученные результаты свидетельствуют о том, что люди, пережившие трансцендентный опыт, характеризуются такими личностными чертами, как ответственность, открытость новому, стремлением к самоактуализации, преимущественно интернальным локусом контроля, высоким уровнем самоэффективности и гармоничным развитием личностных свойств. Также проведенная работа подтверждает гипотезу о значительном влиянии трансцендентного опыта на личностное развитие, способствуя позитивным изменениям в самооценке и системе жизненных ценностей. Комплексный подход и значительный размер выборки позволяют считать данное исследование важным вкладом в изучение механизмов адаптации и самоактуализации в условиях переживания трансцендентного опыта. Полученные результаты вносят значительный вклад в понимание взаимосвязи между трансцендентным опытом и изменениями личностных особенностей. Выявленные тенденции позволяют предположить, что трансцендентный опыт может выступать в роли фактора, способствующего адаптивной перестройке личности, изменяя как когнитивные и эмоциональные аспекты, так и систему жизненных ценностей. Это открывает перспективы для дальнейшего изучения роли таких переживаний в процессах саморегуляции и личностного роста.

Сохранить в закладках
Представления о лидерских качествах студентовжурналистов с разным уровнем академической успеваемости (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Штырев Михаил Михайлович, Башкин Евгений Брониславович

Предметом исследования данной статьи являются представления студентов-журналистов о лидерских качествах в зависимости от уровня их академической успеваемости. Актуальность темы обусловлена необходимостью понимания того, как студенты воспринимают качества, важные для эффективного лидерства, и как это восприятие связано с их успеваемостью в учебной деятельности. Важность данной темы связана с тем, что в студенческой среде формируются первичные социальные роли и происходит развитие личностных качеств, непосредственно влияющих на профессиональную адаптацию. Цель исследования заключалась в выявлении различий во взглядах студентов с высоким и низким уровнями академической успеваемости на значимость отдельных лидерских качеств и их представлений о том, каким должен быть лидер. Исследование ориентировано на уточнение стратегий развития лидерского потенциала студентов в рамках образовательных программ и студенческого самоуправления. В исследовании применялся комплексный подход, включавший количественные (анкетирование, критерий Манна-Уитни) и качественные (глубинные интервью по модели STAR) методы анализа. Научная новизна исследования состоит в эмпирическом подтверждении взаимосвязи между академической успеваемостью студентов-журналистов и их представлениями о лидерских качествах. В исследовании был выявлен перечень наиболее значимых лидерских качеств, таких как организационное мышление, общительность, нацеленность на результат, убедительность, креативность, самоконтроль и эмпатия, воспринимаемых студентами в качестве важнейших для успешного лидера. Было установлено, что студенты с низкой академической успеваемостью чаще высоко оценивают прагматичные качества лидера, направленные на достижение конкретных результатов. Напротив, студенты с высокой успеваемостью придают большее значение социальным и моральным аспектам лидерства, включая эмпатию и патриотизм. Результаты исследования открывают перспективы для целенаправленной разработки адаптивных образовательных стратегий, способствующих формированию лидерских качеств у студентов с учетом их индивидуальных особенностей и академических достижений.

Сохранить в закладках