Архив статей журнала

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В 2020-Е ГОДЫ: СМЕНА ТРЕНДА (2024)
Выпуск: № 4 (109) (2024)
Авторы: Суслов Денис Владимирович

В статье представлены параметры привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Дальневосточного федерального округа в 2019-2021 гг. Качественно оценены сформировавшиеся тренды привлечения ПИИ в экономику Дальневосточного федерального округа (ДФО) в 2010-е г. и на рубеже 2019-2021 гг. на основе анализа динамики поступления ПИИ в территориальном, отраслевом и страновом разрезе (в т. ч. из стран Северо-Восточной Азии) по данным Банка России. Установлено, что в ДФО вплоть до периода 2022-2024 гг. сохранялась существенная отраслевая асимметрия в привлечении ПИИ; подавляющая часть (порядка 90%) накопленных ПИИ концентрировалась в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых вместе с геологоразведкой. При этом географическая структура привлекаемых ПИИ в ДФО сохранялась, также как и существенно не менялось их территориальное распределение по субъектам ДФО. Кроме этого, определено, что в условиях новой геополитической реальности, санкционного давления и прямых запретов со стороны недружественных стран, выхода компаний из реализуемых на Дальнем Востоке крупных и средних проектов, с высокой степенью вероятности можно констатировать негативные тенденции как в текущих притоках ПИИ в экономику региона, особенно из недружественных стран (включая Японию и Республику Корея), так и снижение общих остатков ПИИ в целом для ДФО и его субъектов. Выявлено, что текущая финансово-хозяйственная деятельность предприятий с иностранным участием в 2022-2023 гг. продолжилась и существенно не изменилась, внося свой вклад в экономическое развитие региона в целом и его субъектов в частности. Несмотря на существующие геополитические риски и экономическую неопределенность в 2022-2024 гг., в реализуемых иностранными инвесторами проектах (особенно китайских) в целом на территориях с особыми режимами сохранилась положительная динамика капиталовложений, которые, к сожалению, все еще не привели к серьезному изменению взаимодействия ПИИ и региональной макро- и микроэкономики.

Сохранить в закладках
МЕХАНИЗМЫ ЗРЕЛОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО СТАНДАРТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2024)
Выпуск: № 3 (108) (2024)
Авторы: Медведева Надежда Васильевна, Маслюк Наталья Альбертовна

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки потенциала трансформаций в деятельности органов публичной власти по привлечению инвестиций в регионы и муниципальные образования. В статье рассмотрены процессы динамического изменения механизма регионального инвестиционного стандарта, обусловленные инвестиционными потребностями регионов страны и реализуемые в виде элементов донастройки действующего механизма. Авторами определены результаты внедрения регионального инвестиционного стандарта второго поколения и выявлены заделы развития его инструментария, обоснованы процессы трансформации и зрелости, отвечающие современным макроэкономическим вызовам и приоритетным целям экономического роста. Дана краткая характеристика механизмов зрелости регионального инвестиционного стандарта третьего поколения. Определено соотношение новых элементов регионального и муниципального инвестиционных стандартов. В этой связи обозначено проблемное поле сопряжения данных механизмов в процессе их реализации. На этапе унификации элементов муниципального инвестиционного стандарта и сопряжения действий регионов и муниципалитетов по повышению инвестиционной активности практический интерес представляет обобщение регионального опыта с целью выявления успешных практик для их дальнейшего тиражирования. Условиями применимости механизмов зрелости регионального инвестиционного стандарта с целью повышения инвестиционной активности территорий названы: унификация подходов к реализации элементов муниципального инвестиционного стандарта; сопряжение элементов регионального и муниципального инвестиционных стандартов с целью создания условий реализации проактивной инвестиционной стратегии муниципалитетов; обобщение и тиражирование успешных практик территорий по интеграции муниципального стандарта в систему инвестиционной политики регионов. Результирующими признаками внедрения регионального инвестиционного стандарта должны стать: динамика и структура инвестиций (рост объема инвестиций); увеличение (с учетом возможного укрупнения) числа инвесторов, рост степени доверия и удовлетворённости бизнеса действиями власти.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ТРАЕКТОРИЯ ИХ ПРОДВИЖЕНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Маслюк Наталья Альбертовна, Медведева Надежда Васильевна

В статье рассматриваются вопросы внедрения нового механизма регионального инвестиционного стандарта по формированию инвестиционных предложений для бизнеса. Отражены заделы и перспективы инвестиционных предложений для продвижения приоритетных направлений инвестиционного развития территории, поиска инвесторов и привлечения инвестиций. Сделан акцент на значимости инвестиционных предложений как инструмента проактивной инвестиционной политики регионов. Выделены особенности феномена инвестиционного предложения в научном и правовом аспектах, отражены основные методологические параметры. Рассмотрено соотношение между инвестиционным проектом и инвестиционным предложением, разграничено их содержательное наполнение. Обращено внимание на порядок визуализации инвестиционного предложения для потенциальных инвесторов, сделан вывод о недостаточности информации в сокращенном формате для отклика заинтересованных лиц. Предложены дополнительные элементы инвестиционного предложения о выгодах для инвестора. Показаны особенности продвижения инвестиционных предложений как обязательного этапа механизма их формирования. Представлен набор условий траектории продвижения инвестиционных предложений с учетом зарекомендовавших себя бизнес-инструментов и в контексте поляризованного развития. Рассмотрены региональные практики формирования и продвижения инвестиционных предложений на основе выборочного метода ряда регионов из числа участвующих в пилотном проекте. Выделены особенности визуализации инвестиционных предложений на инвестиционных порталах каждого из рассмотренных субъектов Российской Федерации. Определена необходимость унификации порядка визуализации и продвижения практик пилотных регионов для их дальнейшего тиражирования. Основные выводы и результаты исследования подтверждают значимость проактивности в выстраивании вертикали унифицированной инвестиционной среды и могут быть использованы для актуализации содержания и продвижения инвестиционных предложений.

Сохранить в закладках