Архив статей журнала
Открытая наука становится одним из современных трендов и постоянным объектом для изучения, в том числе осведомленности и отношения к ней ученых разных стран, вовлечения предметных областей и отдельных научных учреждений. Цель исследования – изучение отношения пользователей, занимающихся исследовательской деятельностью в учреждениях высшего профессионального образования, научно-исследовательских организаций и производственных предприятий, объединенных в Западно-Сибирский межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня 1, к открытой науке. При формировании анкеты, состоящей из 38 вопросов, авторы статьи использовали комплексный подход к исследованию проблемы. В анкете скомпонованы шесть разделов, отражающих наиболее важные аспекты, необходимые для изучения отношения исследователей к открытым научным публикациям и их осведомленности по данной проблематике. В опросе приняли участие 563 респондента, научные интересы которых связаны с различными предметными областями. Опрос позволил выявить их отношение к публикации результатов научных исследований в открытом доступе, знание ресурсов открытого доступа, открытых научных коммуникаций и принципов обмена данными, а также возникающие проблемы и опасения в отношении инициатив открытого доступа. Исследование имеет важное значение для подготовки рекомендаций по формированию информационной культуры пользователей учреждений высшего образования в области открытой науки, развития новых направлений в деятельности университетских библиотек и разработки программ дополнительного и профессионального образования библиотечных специалистов.
Цель статьи – рассмотреть вопросы сохранения и актуализации этнокультурного достояния народов РФ в рамках деятельности музеев, домов народного творчества, высших учебных заведений, академических научно-исследовательских институтов и библиотек. Охарактеризованы учреждения, для которых сохранение культурного наследия не является основной сущностной деятельностью: федеральные и национальные университеты и научно-исследовательские учреждения Российской академии наук. Университеты успешно интегрируют знания, связанные с нематериальным культурным наследием, в образовательные программы. Научные учреждения стали опорными базами в своих регионах в области изучения и сохранения национальных языков как объектов нематериального культурного наследия, национальной литературы и этнографии. Рассматриваются перспективы подобной деятельности библиотек, новая роль которых закреплена Федеральным законом № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Выявлена возможность оцифровки и формирования в библиотеках цифровых коллекций объектов нематериального этнокультурного наследия, зафиксированных в виде текстов и статических изображений; информационных объектов, существующих в форме временной репрезентации (записи музыкальных произведений, танцев, фольклора). Особое внимание при оцифровке источников в библиотеках следует уделять фондам на национальных языках, коллекциям аудиозаписей народной музыки и этнографическим коллекциям. Приведены примеры практики представления нематериального этнокультурного наследия на федеральных и региональных порталах/сайтах.
Статья посвящена анализу дискуссии между исследователями Вадимом Константиновичем Степановым и Евгением Александровичем Плешкевичем по вопросу сокращения числа библиотек в Московской области Российской Федерации. Авторы используют различные подходы к изучению этой темы: В. К. Степанов фокусируется на практических аспектах управления и финансирования библиотек в Московской области, в то время как Е. А. Плешкевич рассматривает проблему в более широком социокультурном контексте, акцентируя внимание на сохранении традиционных функций библиотек. Проведенный анализ позволяет выявить точки сближения и расхождения в позициях исследователей. В. К. Степанов подчеркивает необходимость адаптации библиотек к цифровым технологиям и трансформации их в многофункциональные коммуникационно-интеллектуальные центры, а Е. А. Плешкевич отстаивает приоритет культурно-просветительской миссии библиотек.
В статье также представлен опыт Республики Беларусь, где наблюдается аналогичная тенденция снижения числа библиотек, обусловленная технологическими, социально-демографическими, экономическими и управленческими факторами. Автор предлагает ряд практических мер, направленных на предотвращение дальнейшего сокращения библиотечной сети, включающий проведение комплексного анализа, разработку долгосрочной стратегии развития, внедрение инновационных форм обслуживания, повышение эффективности управления и обеспечение стабильного финансирования библиотек.
Идея веб-архивирования, реализованная впервые в 1996 г. как способ сохранения веб-контента для будущих исследователей, не утратила своего значения в XXI веке, что подтверждается значительным количеством созданных веб-архивов, разработкой программного обеспечения и инструментов веб-архивирования, повышением осведомленности об инициативах по сохранению интернета, внесением изменений в законодательство некоторых стран по обеспечению доступа к целостности исторических данных в цифровом виде. Целью исследования стало определение технологий веб-архивирования, способствующих сохранению веб-контента на глобальном, национальном и локальном уровнях, а также в рамках формирования широкого спектра тематических коллекций. В результате исследования определены тренды развития веб-архивов, подходы к структурированию системы веб-архивов для более эффективной организации работы с ними, а также этапы и способы реализации веб-архивирования, позволяющие выполнить полный цикл сохранения: сбор, сохранение, предоставление доступа, распространение и оценка полученных результатов. Сделан вывод о перспективах развития веб-архивов с учетом стандартов, рекомендованных Международным консорциумом по сохранению интернета (IIPC), а также современных инструментов веб-архивирования, в том числе с открытым исходным кодом, позволяющих расширять возможности и функциональность веб-архивов как источников поиска открытой информации, получения новых знаний, восстановления утраченной информации, часто имеющей большое культурное, научное, образовательное, художественное и социальное значение, а также проверки ранее опубликованных данных.
Эффективность социокультурной деятельности библиотек во многом зависит от профессионализма сотрудников, их коммуникабельности, креативности, навыков применения цифровых технологий. Актуальность статьи определена возрастающей популярностью нейросетей, их внедрением в различные сферы деятельности человека. Цель статьи – исследовать возможности формирования компетенций по использованию нейросетей в социокультурной деятельности у студентов библиотечно-информационной специальности, а также определить готовность студентов воспринимать все аспекты использования нейросетевых алгоритмов. В статье на основе анализа публикаций и проведенного экспресс-опроса среди студентов третьего и четвертого курсов Белорусского государственного университета культуры и искусств, обучающихся по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», сделана попытка диверсифицировать потенциал нейросетей для подготовки компетентного специалиста в социокультурной деятельности библиотек. Результаты исследования показывают, что в процессе подготовки библиотечно-информационных кадров к применению нейросетей в социокультурной деятельности ключевыми условиями выступают: изучение и анализ опыта работы библиотек по использованию нейросетей в социокультурной деятельности; внедрение в образовательную программу теоретических и практических блоков по использованию нейросетей в социокультурной деятельности библиотек; учет и управление рисками использования нейросетей. Реализуя указанное, следует уделять повышенное внимание ответственному подходу, эмоциональным, творческим проявлениям деятельности в образовательном и производственном процессах.