Архив статей

Феномен образованности в эпоху цифровизации (2025)
Выпуск: Т. 15, № 2 (2025)
Авторы: СИДОРИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Введение. Актуальность статьи обусловлена проблемой нового веяния во многих сферах деятельности, – «цифровизации», сложности понимания которого кроются в системном пониманием появившегося явления.

Постановка задачи. Цель исследования: выявление нормативной базы цифровых технологий и их применения.

Методика и методология исследования. Исследование включает обзор библиографических и нормативных источников по проблеме формирования и функционирования цифровизации как принципа педагогической науки, как средства усиления качества реализации образовательных процессов развития, воспитания и обучения.

Результаты. К результатам работы можно отнести описание и анализ проблемы, связанной с раскрытием понятий «цифровизация», «цифровая среда» образовательного учреждения; обобщение информации по нормативной базе российской системы образования. Раскрыты представления о пользе цифровизации в образовании, а также проблемах и негативном влиянии на результаты образовательных процессов. Показано, что цифровая техника в любом ее качестве не способная улавливать тонкости человеческой психики, а компьютер при любой его модификации не способен превращать значения в смыслы, а информацию – в знание.

Выводы. В заключительной части работы говорится о том, что проблема исследования возможностей цифровизации как образовательного средства, носит практико-ориентированный характер, но цифровизация – это не замена традиционного формата образовательных процессов, в которых есть преподаватель и живое взаимодействие с ним, а только инструмент усиления традиционного формата посредством новых компьютерных возможностей и ­оборудования.

Сохранить в закладках
Профессиональное самоопределение студентов с ограниченными возможностями (2024)
Выпуск: Т. 14, № 1 (2024)
Авторы: Власова Светлана Викторовна, Кохан Сергей Тихонович

Введение. Одной из проблем реализации высшего инклюзивного образования являются трудности выбора направления обучения абитуриентами с ограниченными возможностями. Сложности в профессиональном самоопределении связаны как с объективными (низкая эффективность информационно-образовательной работы администраций учебных заведений), так и субъективными (неумение личной трансформации определения наиболее адекватных профессий) причинами.

Постановка задачи. В исследовании поставлены задачи: определить востребованные профессии для девушек и юношей с ограниченными возможностями; дать факторную оценку определения престижности выбранных профессий в зависимости от гендерных предпочтений.

Методика и методология исследования. В статье представлены результаты ретроспективного анализа профессионального самоопределения 38 студентов 1−2 курса обучения, имеющих нарушение здоровья, с учетом гендерных и образовательных различий (школа/колледж) до поступления в вуз, полученные с использованием авторской анкеты, заполненной в Google Forms. Результаты позволили выявить статистически значимые различия (p < 0.05) в профессиональных предпочтениях девушек и юношей. Студенты, поступившие в вуз после колледжа, делали выбор наиболее осознанно.

Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости адаптирования информации и профориентационной работы вузов, учитывающих ценностные потребности лиц с особыми нуждами.

Сохранить в закладках