Архив статей журнала
В статье рассматривается проблема усиления конкуренции на рынке финансовых услуг, связанная со всё более активным участием маркетплейсов в их оказании. Актуальность исследования обусловлена ростом рыночной силы маркетплейсов, когда на долю двух крупнейших маркетплейсов Wildberries и Ozon приходится в настоящий момент свыше 80 % онлайн-заказов. Более чем двукратное увеличение с 2019 года доли онлайн-заказов, приходящихся всего на два универсальных маркетплейса, накладывается на общий тренд в розничной торговле по данным Росстата, который также связан с постоянным ростом доли продаж через интернет в общем объёме оборота розничной торговли. Вопросы управления рисками участников экономических отношений на финансовом рынке, переживающем цифровую трансформацию, в настоящий момент недостаточно исследованы. Поэтому выявление состава финансовых услуг, оказываемых крупнейшими отечественными универсальными маркетплейсами, проведение оценки структуры представленности услуг, их влияния на конкурентную среду и потенциальных рисков, связанных с увеличением участия нефинансовых компаний, представляется актуальным. Оценки произведены на основе анализа доступной информации в отчётах и обзорах, а также с использованием обобщения существующих исследований по участию маркетплейсов в оказании финансовых услуг и связанных с этими процессами рисков в финансовом секторе. Результаты проведённого анализа могут быть использованы для выработки механизмов взаимодействия с новыми участниками рынка финансовых услуг и регулирования их присутствия на этом рынке, в том числе за счёт выработки специальных нормативов Банком России для финансовых организаций и банков, доля предоставляемых услуг которых клиентам и/или поставщикам маркетплейса превышает определённое пороговое значение.
Цель исследования заключается в проведении анализа рынка розничной торговли, включая анализ электронной торговли, для определения тенденций и взаимосвязей, характеристики факторов, влияющих на рост объёмов продаж в мировых странах. Методика исследования основана на применении методов системного и стратегического анализа, методов анализа документов, группировки, сравнения, сопоставления, графической и табличной визуализации. Результаты исследования характеризуются рядом нижеупомянутых положений. Во-первых, рассмотрена статистика и рейтинг основных стран по уровню ВВП по паритету покупательной способности, а также по годовому росту ВВП в 2023 году. Во-вторых, проведён анализ стран-лидеров по ВВП в разрезе населения, роста ВВП и доле розничной торговле в ВВП. В-третьих, определены крупнейшие ритейлеры мировой розничной торговли - большинство американских компаний. В-четвёртых, доказано, что развитие электронной торговли и рост доли онлайн-продаж в общем объёме розничных продаж обусловлены несколькими факторами, среди которых: доступность телефонов с доступом в интернет; широта распространения интернета; глубина распространения интернета. В-пятых, исследован индекс развития розничной торговли (ИРРТ), разработанный консалтинговым агентством Керни (Kearney), в соответствии с которым экономики стран занимают лидирующие позиции на рынках.