Архив статей журнала
Введение. Проблема изучения дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде является новой для современной психологии и требует анализа теоретических и методологических основ ее исследования. Теоретический анализ. Методология исследования данной проблемы может опираться на междисциплинарный, интегративный, системно-процессуальный, субъектно-деятельностный, когнитивистский и ситуационный подходы с целью изучения как устойчивых психологических детерминант в их интегративном и системном измерении, так и динамических, ситуационных, отражающих механизм возникновения и функционирования дезадаптивной подчиняемости в быстро меняющихся условиях виртуального общения. Заключение. Междисциплинарный подход вносит вклад в изучение разнообразия детерминант проявления дезадаптивной подчиняемости. Интегративный подход позволяет изучить характер интеграции разноуровневых свойств в зависимости от выраженности дезадаптивной подчиняемости. Системно-процессуальный подход открывает возможности для изучения динамики связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, обеспечивающими наличие/отсутствие склонности к дезадаптивному подчинению. Субъектно-деятельностный подход позволяет раскрыть связь между выраженностью субъектности личности, ее видами, выполняемой деятельностью и проявлением дезадаптивной подчиняемости. Когнитивистский подход раскрывает механизм переработки личностью информации, причин существования рациональных/иррациональных установок, степени критичности к ее восприятию и проявления рефлексивности в условиях виртуального взаимодействия. Ситуационный подход акцентирует внимание на изучении условий осуществления интернет-взаимодействия как одной из детерминант дезадаптивной подчиняемости.
Введение. В современной теории и практике функционирования приемных семей существует противоречие признания пролонгированности процесса социально-психологической адаптации членов приемной семьи и недооценки асинхронности его компонентов. Цель и новизна исследования состояла в выявлении наиболее «уязвимых» из них на активном этапе ко-адаптации. Теоретический анализ. Анализ научных источников позволил сделать вывод о том, что сложность социально-психологической коадаптации связана с проблемой паритета ее основных компонентов, спецификой их содержательных характеристик для приемных детей и родителей. Особо остро это прослеживается на начальном этапе формирования замещающих детско-родительских отношений, что позволило ввести в научное поле уточняющий термин – ко-адаптация акторов приемной семьи – и обозначить новый ракурс проблемы. Эмпирический анализ. Мотивация приемных родителей и приемных детей соответствует достаточно высокому уровню потребности в семье как платформе для успешной социализации, развития и формирования устойчивых отношений привязанности. Выявленные значимые различия в познавательном компоненте отражают разницу ожиданий – у детей они сосредоточены на определенном прошлом и неопределенном будущем, а у взрослых – на стабильном настоящем и видимой перспективе. Коммуникативно-поведенческий компонент отражает доминанту проблем в установлении паритета акторов приемной семьи.
Заключение. Выявлены корреляционные связи между основными компонентами социально-психологической ко-адаптации, значимость и незначимость которых конкретизирует возможность позитивной динамики в дальнейшем.