Архив статей журнала

ПОЛИТИКА ПАМЯТИ В ЛЕГИТИМАЦИИ ВЛАСТИ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ (2024)
Выпуск: Т. 19 № 3 (2024)
Авторы: Рязанцев Александр Александрович

Становлению политических режимов в республиках бывшего СССР помогает проведение активной символической политики, которая содействует легитимации власти в большинстве образовавшихся после 1991 года государств. В представленной статье отражены научные теории и подходы к феноменологии символической политики как суммы знаков и значений во взаимодействии политической власти новых политий и социальных слоев и групп населения этих государств. Актуальность избранной темы статьи состоит в исследовании алгоритма реализации символической политики, влияющего на легитимацию и укрепление политической власти в новых государствах. Цель статьи - представить и обосновать авторское определение и феноменологию символической политики постсоветских государств в русле научных теорий и подходов к пониманию роли государств и государственной политики. Предмет исследования - сущностные характеристики символической политики в процессах легитимации политических режимов республик бывшего СССР. В результате исследования, проведенного автором на основе научных теорий о государственной политике, структурирована сущность проводимой в государствах постсоветского пространства символической политики. Постановка проблемы: продуманная символическая политика в большей части новых государств на постсоветском пространстве с опорой на конструируемую коллективную историческую память и политическую мифологию, которая реализуется государственными институтами и лояльными политическому режиму негосударственными структурами при наличии постоянно ужесточающихся внешних и внутренних условий к функционирующим новым государствам, обеспечивает: 1) легитимацию политической власти в данных политиях; 2) успешность формирования гражданской идентичности и конструирования политической нации. Исследование успешных образцов символической политики новых государств (с точки зрения смыслов, нарративов и технологий ее реализации) имеет шансы на практическое применение и в Российской Федерации с учетом особенностей и наличия условий.

Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК ВНЕШНЕГО ДЕСТРУКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕСС СУВЕРЕНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: Т. 20 № 2 (98) (2025)
Авторы: Бродовская Елена Викторовна, Коваленко Дмитрий Сергеевич, Склярова Наталья Юрьевна

Цель статьи - представить результаты исследования оценки информационного потока внешнего давления на политику суверенизации российской системы общего образования. Под суверенизацией национальной системы образования понимается формирование единого образовательного пространства, основывающегося на применении россиецентричной модели в содержании процесса образования. Алгоритм сбора и анализа и верификация данных включает когнитивное картирование 600 цифровых документов исследуемой тематической направленности. Сбор маркеров и автоматизированный социально-медийный анализ проводился в период с 1 марта 2022 года по 1 апреля 2025 года. Выявлено, что анализируемый информационный поток внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия носит управляемый характер. Целью подобного воздействия служит формирование негативного восприятия проводимой государством политики. В исследовании представлены результаты социально-медийного анализа и составлено семантическое ядро информационного потока внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия на суверенизацию российской системы общего образования. Авторами также структурированы риски, связанные с использованием цифровых технологий в общественном развитии. Отмечается необходимость мониторинга создателей алгоритмов, настраивающих контент под актуальные потребности и предпочтения аудитории. Указывается, что цифровые платформы стали главным инструментом управляемой и намеренной дестабилизации политической власти. В результате исследования анализ социального графа цифровой инфраструктуры внешнего информационного давления демонстрирует разветвленность сформировавшейся структуры, опирающейся главным образом на СМИ-иноагенты и зарубежные СМИ на русском языке, являющиеся основными авторами дискредитирующего контента. Полученные результаты важно учитывать для продуктивного противодействия внешнему информационно-психологическому воздействию на национальную систему образования.

Сохранить в закладках
НАРРАТИВЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ИХ ТРАКТОВКА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (2025)
Выпуск: Т. 20 № 2 (98) (2025)
Авторы: СУЛИМИН Александр Николаевич

Цель - рассмотреть особенности и интерпретации исторической памяти в реализуемой политике странами постсоветского пространства. Предмет исследования - типы, реализуемых политик по сохранению исторической памяти в Российской Федерации и четырнадцати бывших республиках СССР.

Методы исследования. На основе анализа смыслов в реализуемых политиках памяти и мотивации государственных и негосударственных институтов в пересборке общей истории прошлого бывших республик СССР представляется осмысление трансформации нарративов. Выделены несколько типов реализуемой государственной политики по сохранению исторической памяти в странах постсоветского пространства. Результаты исследования. Анализ процессов трансформации исторической политики в странах бывшего СССР показал, что в реализуемых политиках постсоветских государств проводились мероприятия в разных направлениях, определяющих новые символы, смыслы и нарративы. Описываются процессы трансформации политики памяти в ряде постсоветских республик, нивелирующих памятники советского периода, мешающих навязыванию новых политических смыслов, символов и мифов. Отмечается, что в странах бывшего СССР забвению подвергались символы советской эпохи, утративших политический смысл. Среди причин, продуцирующих изменение представлений о динамике соотношения исторического познания автор указывает: отступление от принципов историзма, распространение цифровой ноуменальной и феноменальной культур, формирование национальных версий исторического прошлого, преимущественно на базе политической мифологии. Отмечается, что Российская Федерация в целом придерживалась принципа исторической объективности, выверенных и верифицированных нарративов прошлого, используя их для формирования гражданской идентичности и государственной политики памяти.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (2025)
Выпуск: Т. 20 № 2 (98) (2025)
Авторы: НИКОВСКАЯ ЛАРИСА ИГОРЕВНА, ЯКИМЕЦ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Цель статьи представить результаты социологического исследования особенностей состояния муниципальной публичной политики (далее МПП) в столице Республики Карелия - Петрозаводске в разрезе предполагаемых или уже реализуемых муниципальных преобразований, что позволяет определить тенденции и перспективу реализации задуманной реформы местного самоуправления с учетом минимизации ее социальных последствий. За основу эмпирического исследования были взяты методы количественного сбора эмпирической информации на базе индексного подхода. Сложносоставная природа концепта муниципальной публичной политики позволяет судить об оптимальном соотношении политических и административных свойств государственной и муниципальной власти, сочетающих административное регулирование и использование форм общественного участия населения. В Петрозаводск, согласно интегральному индексу МПП, сложился разрывной и одновременно неконсолидированный тип МПП в силу отмены выборов глав муниципальных образований, нарастания директивных методов управления и утраты НКО-сообществом права законотворческой инициативы. Исследование показало, что разрывной тип МПП, а тем более неконсолидированный, утяжеляет ситуацию с проведением реформы МСУ, связанную с дефицитом репрезентации общественных интересов, упраздняемых сельских и городских поселений, их удаленности от центра принятия решений и тем самым повышает уровень социального напряжения. Только партнерский тип МПП способствует конструктивной реализации проводимых муниципальных преобразований, реализуя технологии межсекторного партнерства и развивая принципы общественного диалога, взаимного учета общественных ожиданий.

Сохранить в закладках