Архив статей журнала

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СТРЕТЧИНГ-ТЕХНОЛОГИИ (2025)
Авторы: Воробьева Ирина Николаевна, Годжиев Георгий Тимофеевич

Статья посвящена исследованию проблемы совершенствования координационных способностей студентов, способствующих их личностному развитию, улучшению спортивных результатов и общей физической подготовленности; обеспечения многостороннего и гармоничного развития у студентов двигательных качеств на основе стретчинг-технологии, которая сочетает в себе элементы растяжки и координации движений. Включение стретчинг-технологии в учебный процесс позволяет не только развивать гибкость, но и улучшить баланс, ловкость, быстроту и точность движений. Главная задача исследования – анализ основных физических качеств личности (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость) как компонентов стретчинг-технологии совершенствования координационных способностей студентов. Авторами статьи доказывается тезис о том, что гармоничное развитие двигательных качеств, совершенствование координационных способностей студентов требует организации занятий, включающих не только физическую подготовку, но и формирование правильных двигательных навыков, координации, гибкости и силы. Это требует комплексного подхода, который учитывает, как физиологические, так и психологические аспекты

Сохранить в закладках
РЕЧЕВЫЕ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОСЬБЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Ульянищева Екатерина Викторовна, Скуднякова Елена Владимировна, Иванова Светлана Сергеевна

Просьба является одним из наиболее первазивных и распространенных речевых жанров в различных видах межперсональных и публичных дискурсов. Являясь выражением целеполагания адресанта, она отличается от требования тем, что содержит в себе определенную степень добровольности кооперации для адресата. При этом проявление допустимости той или иной степени добровольности является неизученным вопросом, что и стало основанием для данного исследования. С использованием комплексной методологии, включающей дескриптивный подход, анкетирование, анализ структуры высказывания и сопоставительный подход, удалось классифицировать речевые модели реализации просьбы в русском языке, а также выявить взаимосвязь между речевой моделью и степенью допустимости добровольности следования за целеполаганием адресанта со стороны адресата. Авторы делают вывод о том, что стратегия косвенной просьбы включает в себе шесть видов речевых моделей с разным уровнем ограничения добровольности целеполагания адресата. Степень допущения будет варьироваться в зависимости от вида предложения, наличия эпистемической модальности, выраженной глаголом мочь в разных формах, наличия сослагательной частицы бы и вспомогательного глагола хотеть. Данный вид стратегии в большинстве случаев используется независимо от социального статуса и дистанции между коммуникантами.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ЗАЛОГА ПРИЧАСТИЙ НА ПРАГМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Мехраби Кесарь

В настоящее время когнитивно-прагматическая направленность изучения языка в рамках его восприятия играет одну из главных ролей в лингвистических исследованиях. В связи с этим данная работа нацелена на определение взаимосвязей между прагматическим восприятием высказывания и использованием действительной и страдательной форм залога причастия, наряду с вероятностью его субстантивации. В ходе исследования были использованы корпусный анализ, дескриптивный подход, сравнительный анализ высказываний. Полученные результаты показывают, что при употреблении действительного залога наличие синтаксического субъекта действия, роль которого исполняет семантический субъект, не является важным для прагматического восприятия всего высказывания. При этом в страдательном залоге семантический объект действия, стоящий в позиции синтаксического субъекта, является важным для прагматического восприятия, тогда как действительный семантический субъект играет второстепенную роль. Для страдательного залога причастия характерно следующее: невозможность исключения синтаксического субъекта и отсутствие процесса субстантивации ставят в центр высказывания семантический объект таким образом, что реальное действующее лицо (семантический субъект) не имеет влияния на прагматическую композицию, что может быть использовано в достижении скрытых коммуникативных целей говорящего.

Сохранить в закладках
ФУНКЦИИ НАПРАВИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА В ЦУРАИНСКОМ ГОВОРЕ ДАРГИНСКОГО ЯЗЫКА (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Ильясов Магомед Валигаджиевич, Чапаева Раисат Муртузалиевна

Статья представляет собой попытку рассмотреть всевозможные отличительные особенности направительного падежа цураинского говора муиринского диалекта даргинского языка. В данной статье использован синхронный метод. В тех случаях, когда данные исследуемого говора не всегда поддаются однозначному объяснению, использован метод синхронного сопоставления с литературным даргинским языком и другими локальными единицами. В исследовании имеют место описательный и сравнительно-исторический методы. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании даргинского языка в школе, при изучении курса даргинской диалектологии в вузе, при составлении учебников и методических пособий по диалектологии, создании сравнительно-исторической грамматики даргинского и дагестанских языков, составлении диалектологического и этимологического словарей даргинского языка. В статье делается вывод о том, что одной из особенностей цураинского говора является противопоставление аффикса направительного падежа -чу форманту литературного языка -чи. Направительный падеж цураинского говора даргинского языка отличается от всех местных падежей многозначностью. Он выступает в функции как чисто местного характера, так и характера выражения различных отношений между именами предметов, не связанных с локальным значением.

Сохранить в закладках
РЕДУПЛИКАЦИЯ В АНГЛИЙСКОМ И ЦАХУРСКОМ ЯЗЫКАХ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Алисултанов Алисултан Султанмурадович, Султанаева Кизилгюль Алисултановна

Целью данной статьи является исследование лингвистического потенциала редупликации в английском и цахурском языках, которые представляют собой два полярных образца генеалогически, типологически и культурологически разных языков индоевропейской и нахско-дагестанской семей. Выявляются наиболее характерные типы редупликации, устанавливаются общие и специфические формы редупликативов, а также арсенал средств их образования в каждом из сопоставляемых языков. Выбор конкретных методов исследования определяется характером научного исследования и включает использование методов сопоставления, анализа, синтеза и обобщения. В сопоставляемых английском и цахурском языках редупликация главным образом используется в качестве словообразовательного средства. На фономорфологическом уровне в каждом из сопоставляемых языков выявлен арсенал конкретных языковых средств, используемых при образовании редупликативов. В лексической системе сопоставляемых языков редупликативы функционально репрезентируют семантику множественности, а в ряде случаев служат средством варьирования лексического значения, эксплицируя семантику интенсивности, дробности, уменьшительности, габарита, веса, громкости и т. п. В глагольной парадигме в цахурском языке редупликация выполняет также функцию формообразования и служит средством выражения видовой семантики.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Федулов Борис Александрович, Заречнев Дмитрий Олегович

В статье обосновывается актуальность проблемы совершенствования самостоятельной работы курсантов в современных условиях. Целью работы является выявление особенностей и разработка рекомендаций по совершенствованию организации самостоятельной работы курсантов в образовательных организациях Министерства внутренних дел России. Уточнены особенности и содержание самостоятельной работы в образовательной деятельности. Обосновано применение синергетического и ситуационно-средового подхода при организации самостоятельной работы для саморазвития обучающихся. Определены направления реализации процесса самостоятельной работы в учебно-воспитательном процессе. Раскрыты условия организации самостоятельной работы обучающихся сотрудников полиции в процессе изучения дисциплин специализации. Предложены рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов в образовательных организациях Министерства внутренних дел России. Приведены результаты педагогического эксперимента по внедрению предлагаемого подхода к организации и проведению самостоятельной работы обучающихся.

Сохранить в закладках
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Торбик Елена Михайловна, Фокина Юлия Михайловна

В настоящей статье предлагается авторская разработка модели и технологии использования учебных кейсов для развития коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку в старших классах. Внедрение метапредметной кейс-технологии в образовательный процесс способствует поддержанию высокой мотивации к учению, актуализирует личный опыт учащихся, фокусируясь на развитии практических навыков, необходимых в реальном бытовом общении. Помимо основной направленности на развитие коммуникативной компетенции, кейс-технология в обучении иностранным языкам может быть задействована в отработке грамматических структур, расширении лексического запаса учащихся, совершенствовании аудиальных возможностей. Особенностью кейс-технологии является отсутствие единственно верного ответа, поскольку ключевая задача учащихся в процессе решения кейса - прийти к согласию в команде, в соответствии с чем мягкие навыки (критическое и стратегическое мышление, убеждение, командная работа) совершенствуются не меньше предметных знаний. Выбранная тематика разработанных кейсов соответствует личностным и образовательным потребностям старших школьников.

Сохранить в закладках
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Стародубцева Елена Алексеевна

В статье исследуется взаимосвязь языка и когнитивных процессов, их роль в образовании и практическое применение в преподавании иностранных языков. Когнитивная лингвистика, основанная на принципах мотивированности языковых форм и значений, раскрывает механизмы усвоения языка через концептуальные метафоры, фреймовую семантику и когнитивную грамматику. Принципы Универсального дизайна для обучения предлагают гибкие и инклюзивные образовательные среды, учитывающие разнообразие когнитивных стилей и потребностей обучающихся. Метакогнитивные стратегии, такие как планирование, мониторинг и оценка, способствуют развитию автономии учащихся в изучении иностранного языка. Практическое применение этих принципов включает использование мультисенсорных подходов, рефлексивных заданий, дневников обучения и цифровых инструментов, что позволяет адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности обучающихся. Статья подчеркивает важность создания учебной среды, которая фасилитирует усвоение языковых знаний наряду с развитием способности к саморегуляции и автономному обучению, что становится все более актуальным в условиях современного образования.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Сердюкова Елена Федоровна, Капура Елена Николаевна, Джегистаева Лариса Исаевна

Статья посвящена анализу психологических аспектов социализации личности школьника в условиях современного образовательного пространства России с акцентом на процесс формирования и эволюции индивидуальности в контексте глобализационных и социокультурных изменений. Рассматриваются ключевые проблемы, связанные с трансформацией образовательной системы в условиях цифровизации и ускоренных изменений в социально-культурной среде, а также влияние этих факторов на процессы социализации и формирования национальной идентичности. Актуализируется роль психолого-педагогического сопровождения в процессе личностного развития школьников, а также необходимость интеграции традиционных культурных практик и ценностных ориентиров в образовательный процесс. Особое внимание уделено психофизиологическим и социокультурным метаморфозам, происходящим в младшем школьном возрасте, и формированию духовного иммунитета у молодежи как важнейшего условия адаптации к быстро меняющемуся миру. В статье рассмотрены теоретические основы личностно ориентированного подхода, который акцентирует внимание на субъектности школьников, их активной роли в познавательном процессе и важности взаимодействия с педагогом как коммуникативным субъектом.

Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Богославец Лариса Геннадьевна, Поданёва Татьяна Владимировна

Авторами рассматривается тема организации комплексного методического сопровождения трудового воспитания детей в едином образовательном пространстве дошкольной образовательной организации и семьи; раскрываются цели, задачи, принципы организации трудового воспитания дошкольников; делается акцент на разработку содержания методического сопровождения данного вида деятельности; характеризуются затруднения родителей воспитанников в организации трудовой деятельности детей и проводится анализ их отношения к вопросам организации трудового воспитания в семье; обосновываются тенденции становления трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте; уточняются различия организации трудовой деятельности детей, включающие параметры позиций общего воспитания и трудового в условиях семьи и детском коллективе дошкольной образовательной организации; приводятся результаты опроса, интервью, анкетирования родителей, детей, педагогов по организации трудового воспитания; определена степень удовлетворенности родителей воспитанников организацией методического сопровождения данного вида деятельности в дошкольной образовательной организации.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ФИНУНИВЕРСИТЕТА (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Пехова Дарья Игоревна

Автор статьи рассматривает проблему обучения видам речевой деятельности на примере студентов Финуниверситета направления подготовки «Информационная безопасность» и подчеркивает актуальность умения общаться в контексте диалога культур. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить уровень знаний, навыков и умений обучающихся по 4 видам речевой деятельности, таких как чтение, аудирование, говорение и письмо, объясняются причины полученных результатов и даются методические рекомендации по работе над каждым из них, основываясь на принципах коммуникативной методики. В статье также раскрываются исторически сложившиеся подходы к обучению. Автор акцентирует внимание на важности соблюдения алгоритмов работы по каждому отдельному виду речевой деятельности, подробно рассматривает психолого-педагогические особенности каждого из них, приводит примеры упражнений, которые могут быть использованы при работе с ними. Автор подчеркивает значимость следования методическим рекомендациям, описываемым в работе, мотивируя это тем, что это позволит преподавателю сэкономить время на подготовку к занятиям.

Сохранить в закладках
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Петрухина Анастасия Владимировна

В статье представлены способы создания и дидактические возможности креолизованного текста, направленного на преодоление трудностей в понимании учебной информации иностранными обучающимися. Комбинация вербальных и визуальных компонентов служит средством оптимизации процесса восприятия и понимания содержания специального текста и, как следствие, позволяет сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию в профессиональной сфере. В результате метода наблюдения выявлено два типа учебных текстов: тексты с частичной и полной креолизацией. Обучающий потенциал креолизованного текста на занятиях по языку специальности выражается в развитии продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (чтение, слушание) видов речевой деятельности и эмоциональном воздействии на инофона благодаря синтезу зрительных и слуховых образов. Целесообразно отобранные визуальные средства и лексико-грамматические конструкции для их описания способствуют расширению терминологического аппарата обучающегося, формированию коммуникативно-речевых навыков на основе комплекса языковых и речевых заданий.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →