Архив статей журнала
В статье раскрывается сущность, структура и функции профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла в области дистанционного обучения, которая включает психолого-педагогическую, методическую, организационно-управленческую, рефлексивную и ИКТ компетенции. Для достижения поставленной цели использовались системный и деятельностный подходы, а также комплекс теоретических методов, включающий анализ, синтез, обобщение, систематизацию и моделирование. Проведен ретроспективный анализ внедрения феномена дистанционного обучения в современную образовательную систему. Уточнена взаимосвязь между понятиями «компетентность» и «компетенция». Разработана и обоснована структурно-функциональная модель профессиональной компетентности учителей физики, химии и биологии в области дистанционного обучения, включающая когнитивный, деятельностный и мотивационно-личностный блоки. Полученные результаты могут быть использованы для модернизации образовательных программ на уровне среднего профессионального и высшего образования, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, а также для разработки диагностического инструментария оценки уровня сформированности вышеуказанной компетентности.
Статья посвящена исследованию проблемы формирования профессиональной физкультурно-оздоровительной компетентности у будущих педагогов дошкольного образования. Аргументирован процесс формирования данной компетенции у студентов педагогического вуза, а также сформулировано содержание и основные компоненты понятия профессиональной физкультурно-оздоровительной компетентности. Разработан критериально-диагностический инструментарий, который можно использовать при оценке уровня сформированности компонентов профессиональной физкультурно-оздоровительной компетентности. Проанализировано понятие «модель выпускника» с различных позиций: работодателя, вуза, государства. Представлены результаты пилотажного опроса руководителей дошкольных образовательных организаций, проведенного с целью уточнения формирования совокупности профессиональных качеств современного педагога на этапе реформирования дошкольного образования. Определено и апробировано действие комплекса перспективных педагогических условий, совершенствующих процесс формирования профессиональной физкультурно-оздоровительной компетентности у студентов.
В статье рассмотрен компетентностный подход как методологическая основа для модернизации современного образовательного процесса. Делается глубокий разбор фундаментальных категорий в педагогической науке, включая такие понятия, как «профессиональная квалификация», «научно-исследовательский потенциал» и «ориентация на формирование компетентностей», а также анализируются разнообразные научные экзегезы данных концептов. Особое внимание уделено задачам профессионального образования в условиях внедрения государственных образовательных стандартов третьего поколения, социокультурных изменений и научно-технического прогресса. Подчёркивается роль компетентностного подхода в подготовке специалистов, способных адаптироваться к быстроменяющимся условиям рынка труда. Рассматриваются проблемы теоретической и практической реализации компетентностного подхода, включая его значение для формирования автономности, саморазвития и инновационного потенциала обучающихся. Статья адресована педагогам, исследователям и разработчикам образовательных программ, стремящимся внедрить эффективные методологические решения для подготовки конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям современного общества и мирового рынка труда.