Архив статей журнала

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРОВ В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Мешков Евгений Петрович, Лавеч Елена Васильевна, Струговец И. В.

В статье исследуются педагогические аспекты подготовки студентов-магистрантов в современной коммуникативной среде, отмеченной глобальной цифровизацией и активным развитием новых медиа. Авторы подчеркивают необходимость адаптации высшего образования к меняющимся медиапотребностям молодежи и преобразованиям в сфере информационных технологий. Анализируются особенности восприятия современных коммуникационных процессов студентами-магистрантами и функционирование новых связей между коммуникатором и реципиентом. Выявляются негативные тенденции, связанные с глобальной цифровизацией и активным использованием электронных и цифровых технологий, влияющих на образовательный процесс. Особое внимание уделяется синергетическим характеристикам, влияющим на принятие решений участниками коммуникации. Авторы рассматривают причины возросшей потребности молодежи в профессиональном саморазвитии и самообразовании, а также значимые мотивационные тенденции, связывающие студентов с будущей профессиональной деятельностью. Научная новизна работы заключается в системном исследовании взаимодействия студентов-магистрантов с образовательной средой в условиях цифровой коммуникации. Практическая значимость состоит в возможности применения результатов исследования при разработке учебных программ и методических материалов, способствующих эффективной подготовке специалистов, адаптированных к требованиям современного информационного общества.

Сохранить в закладках
СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Кучер Борис Дмитриевич, Завьялова Оксана Стефановна, Рогова Ольга Валентиновна

В статье раскрывается сущность, структура и функции профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла в области дистанционного обучения, которая включает психолого-педагогическую, методическую, организационно-управленческую, рефлексивную и ИКТ компетенции. Для достижения поставленной цели использовались системный и деятельностный подходы, а также комплекс теоретических методов, включающий анализ, синтез, обобщение, систематизацию и моделирование. Проведен ретроспективный анализ внедрения феномена дистанционного обучения в современную образовательную систему. Уточнена взаимосвязь между понятиями «компетентность» и «компетенция». Разработана и обоснована структурно-функциональная модель профессиональной компетентности учителей физики, химии и биологии в области дистанционного обучения, включающая когнитивный, деятельностный и мотивационно-личностный блоки. Полученные результаты могут быть использованы для модернизации образовательных программ на уровне среднего профессионального и высшего образования, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, а также для разработки диагностического инструментария оценки уровня сформированности вышеуказанной компетентности.

Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Ануфриева Юлия Валерьевна

В статье представлены направления развития системы научно-методической поддержки процесса формирования ценностных ориентаций, универсальных компетенций учащихся и студентов. Обращается внимание на исторический момент формирования компонентов ценностной основы научно-методической поддержки профессионального самоопределения будущих специалистов и единство научного, образовательного, производственного пространства в системе непрерывного образования. Предлагаются направления совершенствования профориентационной деятельности, профессиональной подготовки кадров в условиях модернизации системы образования, интеграции в цифровую экономику с учетом факторов, оказывающих влияние на этапы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих специалистов. Представлены историко-педагогические обоснования необходимости аксиологизации содержания образовательной деятельности на основе педагогического опыта разработки и реализации нового комплекса научно-методической поддержки, направленного на успешное профессиональное самоопределение будущих специалистов в системе «школа - вуз».

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Симеонова Наталия Миткова

В статье рассматриваются вопросы влияния искусственного интеллекта на процесс обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов, а также на организацию его преподавания. Раскрыты преимущества использования нейросетей, представляющих собой ничем не ограниченный ресурс учебных материалов, методик и способов анализа учебных программ, а также их связь с иноязычным образовательным процессом. Изучение иностранного языка в непрофильном вузе представляет для студентов особую сложность в виду целого ряда проблем, которые были освещены в данной статье. В связи с этим приведены примеры сгенерированных нейросетями упражнений, которые можно использовать на уроках иностранного языка в неязыковом вузе. Представленный материал позволяет сделать вывод, что искусственный интеллект способствует тому, чтобы занятия были интересными, разнообразными, вызывающими отклик у студентов, стимулируя их более активную вовлеченность в процесс получения новых знаний.

Сохранить в закладках