Архив статей журнала

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Борзова Татьяна Александровна

В статье рассматривается роль наставничества в процессе профессионального становления студентов высших учебных заведений. Анализируется значение наставнической деятельности в процессе формирования у студентов необходимых профессиональных компетенций, личностных качеств и навыков, способствующих успешной адаптации в профессиональной среде после окончания университета. Рассматриваются различные модели наставничества, их особенности и эффективность в зависимости от специфики учебного заведения и профиля подготовки. В статье представлены успешно реализуемые модели наставнической деятельности на примере нескольких высших учебных заведений России. Выводы исследования показывают, что грамотно организованная система наставничества способствует повышению уровня профессиональной готовности студентов и их конкурентоспособности на рынке труда.

Сохранить в закладках
СПЕЦИФИКА ЦИФРОВОГО ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Сельмурзаева Марижа Рамзановна, Сорокопуд Юнна Валерьевна, Жданова Светлана Николаевна

На основе изучения научно-методической литературы, а равно рефлексии собственного педагогического опыта авторов устанавливается специфика цифрового имиджа (ЦИ) педагога, осуществляющего деятельность в условиях современной организации высшего образования, действующей на территории Российской Федерации. Речь идёт о том, что в современных условиях его развитие является чрезвычайно важным в смысле повышения эффективности работы вузов. Уточняется содержание понятий «имидж» и «цифровой имидж» применительно к преподавателю высшей школы. Значительное внимание уделяется характеристике основных особенностей процесса формирования этой характеристики у педагогического работника, занятого в данной сфере. На основании исследования соответствующих аспектов авторами выделяются наиболее значимые условия, способствующие повышению его эффективности. Демонстрируется связь между спецификой развития данного показателя у современного преподавателя, с одной стороны, и его структурной характеристикой - с другой.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СОВРЕМЕННОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Селезнева Вера Викторовна, Бунакова Татьяна Александровна

В ходе бурного развития нейронных сетей и больших языковых моделей, которое привело к новой технологической революции, стремительно меняются все сферы нашей жизни, включая образование. Развитие искусственного интеллекта ставит новые задачи, связанные с влиянием технологий на рынок труда, необходимостью переквалификации кадров, решения этических вопросов, изменения подходов к обучению. Искусственный интеллект не заменяет преподавателя, но повышает производительность и эффективность его работы, позволяет автоматизировать простые рутинные задачи и освобождает время для решения наиболее важных вопросов, личного взаимодействия со студентами, повышения их мотивации. Авторы представляют результаты исследования на основе принципов системного, деятельностного и аксиологического подходов, проведённого в 2023 и 2024 годах в МГИМО МИД России, в ходе которого была изучена научная литература по теме, дан анализ современных инструментов искусственного интеллекта, используемых в образовании, а также организован онлайн опрос студентов и преподавателей и полуструктурированные интервью с педагогами, реализующими образовательные программы при помощи инструментов искусственного интеллекта. Студенты и преподаватели выразили своё отношение к нейросетям и готовность к использованию инструментов искусственного интеллекта в образовательном процессе. Дан анализ причин, препятствующих использованию нейронных сетей в образовании, и факторов, способствующих внедрению новых технологий. Также авторы предлагают способы использования потенциала искусственного интеллекта в современном иноязычном образовании для повышения цифровой грамотности студентов, их обучения использованию искусственного интеллекта как инструмента для решения задач в будущей профессиональной деятельности и подготовки специалистов, отвечающих требованиям современной цифровой экономики. Авторы оценили риски применения нейросетей в учебном процессе и предложили меры по их минимизации.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Дробышева Наталия Николаевна

В статье рассматриваются проблемы профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов высшей школы (в частности бакалавриата) с учетом трендов в образовательной среде, а именно - цифровизации образовательного пространства вузов России. Перечислены достоинства, которые могут быть взяты за основу при выборе инструментов для формирования и развития навыков трех видов речевой деятельности при обучении студентов по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере»: чтение, аудирование, письмо. Проанализированы такие концепты профессионально ориентированного обучения, как «готовность», «подготовка» и «профессионализм». Даны практические рекомендации по внедрению и осознанному отношению обучаемых к данным аспектам их учебной активности и будущей профессиональной деятельности.

Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИИ РОДНОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: СТОИТ ЛИ ЕГО ИЗБЕГАТЬ? (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Мухортова Елена Александровна

В данной статье рассматривается вопрос, с которым сталкиваются многие преподаватели неязыковых вузов на территории России, а именно: оправдано ли с методической точки зрения использование родного языка при освоении дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере?». Приводятся аргументы «за» включение родного языка в практические занятия по иностранному языку, связанные с профессионально ориентированной подготовкой. Данные аргументы базируются как на основе анализа данных в ходе экспертной оценки, так и на основе проведенного анкетирования среди студентов старших курсов Высшей школы управления Финансового университета при Правительстве РФ. Предложены рекомендации по эффективному использованию родного языка (русского) в отдельных видах учебной деятельности на занятиях по иностранному языку для профессиональных целей с обоснованием видов заданий. В статье сделан вывод о том, что необходимость использования родного языка при освоении языка специальности ощущается не только преподавателями, но и студентами. Обучаемым важно, что они могут обращаться к педагогу или своему одногруппнику на родном языке для решения возникших проблем или в критической ситуации.

Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Вовк Екатерина Владимировна

В статье рассматривается процесс исследования воспитательного пространства высшего учебного заведения, выступающего в качестве составной части воспитательной системы, реализующей цели, направленные на формирование у субъектов образовательного процесса (студентов) качеств, ценностных ориентаций, установок, необходимых и позволяющих интегрироваться в социум и успешно реализоваться в профессиональной деятельности. Раскрыта содержательная часть понятия «воспитательное пространство вуза», представляющая собой совокупность элементов, предрасполагающих и делающих возможным организацию, дальнейшее осуществление воспитательной деятельности с участием студентов, призванной создать условия для успешного формирования и развития личности учащихся за счет осуществления с ними целенаправленной работы в период обучения в вузе. Обозначена специфика исследования воспитательного пространства высшего учебного заведения, основанная на применении методологических подходов, включающих в себя совокупность методов, средств, приемов, позволяющих сформировать полное представление о воспитательном пространстве как составной части системы воспитания, организуемой и осуществляемой в высшем учебном заведении параллельно с обучением студентов. Выделены и охарактеризованы основные методологические подходы, применяемые в рамках исследования воспитательного пространства вуза, определены их особенности с точки зрения содержательной части, направленности и ориентированности на получение конкретного результата по итогам комплексного изучения отдельных элементов воспитательного пространства.

Сохранить в закладках