Архив статей журнала

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРОВ В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Мешков Евгений Петрович, Лавеч Елена Васильевна, Струговец И. В.

В статье исследуются педагогические аспекты подготовки студентов-магистрантов в современной коммуникативной среде, отмеченной глобальной цифровизацией и активным развитием новых медиа. Авторы подчеркивают необходимость адаптации высшего образования к меняющимся медиапотребностям молодежи и преобразованиям в сфере информационных технологий. Анализируются особенности восприятия современных коммуникационных процессов студентами-магистрантами и функционирование новых связей между коммуникатором и реципиентом. Выявляются негативные тенденции, связанные с глобальной цифровизацией и активным использованием электронных и цифровых технологий, влияющих на образовательный процесс. Особое внимание уделяется синергетическим характеристикам, влияющим на принятие решений участниками коммуникации. Авторы рассматривают причины возросшей потребности молодежи в профессиональном саморазвитии и самообразовании, а также значимые мотивационные тенденции, связывающие студентов с будущей профессиональной деятельностью. Научная новизна работы заключается в системном исследовании взаимодействия студентов-магистрантов с образовательной средой в условиях цифровой коммуникации. Практическая значимость состоит в возможности применения результатов исследования при разработке учебных программ и методических материалов, способствующих эффективной подготовке специалистов, адаптированных к требованиям современного информационного общества.

Сохранить в закладках
СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОБЛАСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Кучер Борис Дмитриевич, Завьялова Оксана Стефановна, Рогова Ольга Валентиновна

В статье раскрывается сущность, структура и функции профессиональной компетентности учителей естественно-научного цикла в области дистанционного обучения, которая включает психолого-педагогическую, методическую, организационно-управленческую, рефлексивную и ИКТ компетенции. Для достижения поставленной цели использовались системный и деятельностный подходы, а также комплекс теоретических методов, включающий анализ, синтез, обобщение, систематизацию и моделирование. Проведен ретроспективный анализ внедрения феномена дистанционного обучения в современную образовательную систему. Уточнена взаимосвязь между понятиями «компетентность» и «компетенция». Разработана и обоснована структурно-функциональная модель профессиональной компетентности учителей физики, химии и биологии в области дистанционного обучения, включающая когнитивный, деятельностный и мотивационно-личностный блоки. Полученные результаты могут быть использованы для модернизации образовательных программ на уровне среднего профессионального и высшего образования, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, а также для разработки диагностического инструментария оценки уровня сформированности вышеуказанной компетентности.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Дробышева Наталия Николаевна

В статье рассматриваются проблемы профессионально ориентированной иноязычной подготовки студентов высшей школы (в частности бакалавриата) с учетом трендов в образовательной среде, а именно - цифровизации образовательного пространства вузов России. Перечислены достоинства, которые могут быть взяты за основу при выборе инструментов для формирования и развития навыков трех видов речевой деятельности при обучении студентов по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере»: чтение, аудирование, письмо. Проанализированы такие концепты профессионально ориентированного обучения, как «готовность», «подготовка» и «профессионализм». Даны практические рекомендации по внедрению и осознанному отношению обучаемых к данным аспектам их учебной активности и будущей профессиональной деятельности.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Аветисян Александр Дмитриевич

В статье указаны отдельные аспекты формирования компетенций обучающихся при подготовке следователей в высших учебных заведениях, взаимосвязь использования методов обучения в образовательном процессе для использования знаний, умений и навыков выпускниками при выполнении обязанностей в практической деятельности следователей в зависимости от их подследственности. В образовательной организации обучающиеся должны получить знания о нормативно-правовых актах, регламентирующих их уголовно-процессуальную деятельность в досудебном производстве, с целью реализации способности применения их в деятельности следователя; получить умения проведения следственных действий в досудебном производстве, анализа собранных доказательств, их проверки и оценки в уголовно-процессуальной деятельности; получить навыки по принятию в должности следователя законных решений при проведении расследования уголовных дел, а также иметь способности по профессиональному составлению процессуальных документов в досудебном производстве. Автор делает вывод о том, что существует взаимосвязь между применением преподавателями конкретных методов обучения в учебном процессе и формированием у следователей компетенций, которые необходимы для проведения предварительного следствия по уголовным делам.

Сохранить в закладках
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Новикова Ольга Николаевна, Гарипова Гульнара Раисовна, Изимариева Зульфия Наилевна

Данная статья посвящена описанию практических результатов применения метода проектов в процессе обучения иностранному языку на уровне среднего профессионального образования в вузе. Приводятся результаты анкетирования обучающихся по направлениям среднего профессионального образования в Башкирском государственном аграрном университете. Несмотря на то, что проектная деятельность практикуется на всех ступенях образования, начиная со старшей школы, многие студенты не имеют навыка подготовки результатов исследования в виде проекта. Метод проектов нацелен на индивидуализацию образования, с одной стороны, и выработку навыка групповой работы - с другой. Раскрываются возможности проектной деятельности на занятиях по иностранному языку, позволяющие обучающимся применять накопленные языковые знания в речи, развить не только языковые и речевые, но также и коммуникативные компетенции. Исследование базируется на положении о том, что проект - это от души выполняемый замысел на основе личного интереса студента, направленный на повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Сохранить в закладках
РОЛЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОГРАФИКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Кузнецова Юлия Владимировна

В данной статье исследуется эффективность использования инфографики в качестве педагогического инструмента при обучении иностранному языку для лучшего понимания и запоминания учебного материала, повышения мотивации и вовлеченности студентов в процесс обучения. Инфографика использовалась на занятиях для формирования и развития грамматических навыков и навыков устной речи. Также студентам предлагалось создать свою собственную инфографику на основе учебных текстов и материалов. В статье анализируются преимущества применения данного инструмента и сложности, с которыми можно столкнуться. В качестве метода исследования был выбран качественный в виде опросов и интервью. Результаты проведенного исследования показали положительные результаты. Можно сделать вывод, что использование инфографики способствует созданию более увлекательной и интерактивной среды обучения. При правильном подходе инфографика облегчает и улучшает эффективность обучения иностранному языку, развивает творческое и критическое мышление, повышает заинтересованность, вовлеченность и общую удовлетворенность студентов в процессе обучения.

Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЗДАНИЮ КЕЙСОВ ПО РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Красникова Арина Васильевна

В статье раскрывается проблема использования образовательных технологий в процессе подготовки студентов педагогического вуза к осуществлению деятельности по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних на примере технологии кейсов. Дается описание технологии обучения студентов созданию кейсов по ранней профилактике противоправного поведения школьников. Данная технология позволяет вовлечь студентов в решение поставленной проблемы, осмыслить свою роль и место в осуществлении профилактики. В статье дается анализ этапов внедрения технологии кейсов в процесс обучения в вузе, в рамках которых будущие педагоги не только анализируют проблемы, предлагают способы их решения в предложенном преподавателем кейсе, но и создают на основе личной педагогической практики собственные кейсы. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что использование технологии кейсов не только в контексте решения, но и его создания способствует включению обучающихся в процесс собственного образования, где они обмениваются опытом, создают образовательные смыслы, что повышает не только деятельностный, но и мотивационный компонент подготовки к осуществлению ранней профилактики противоправного поведения школьников.

Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Ярычев Насруди Увайсович

В статье рассмотрен компетентностный подход как методологическая основа для модернизации современного образовательного процесса. Делается глубокий разбор фундаментальных категорий в педагогической науке, включая такие понятия, как «профессиональная квалификация», «научно-исследовательский потенциал» и «ориентация на формирование компетентностей», а также анализируются разнообразные научные экзегезы данных концептов. Особое внимание уделено задачам профессионального образования в условиях внедрения государственных образовательных стандартов третьего поколения, социокультурных изменений и научно-технического прогресса. Подчёркивается роль компетентностного подхода в подготовке специалистов, способных адаптироваться к быстроменяющимся условиям рынка труда. Рассматриваются проблемы теоретической и практической реализации компетентностного подхода, включая его значение для формирования автономности, саморазвития и инновационного потенциала обучающихся. Статья адресована педагогам, исследователям и разработчикам образовательных программ, стремящимся внедрить эффективные методологические решения для подготовки конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям современного общества и мирового рынка труда.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ЦВЕТА НА СОВРЕМЕННУЮ МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Бай Шуай, Ломов Станислав Петрович

Статья посвящена анализу влияния исторического контекста развития теории цвета на методику преподавания цветоведения в высшей школе. Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования педагогических подходов с учетом фундаментальных основ цветовой теории и современных тенденций в визуальной культуре. Цель исследования - выявить ключевые аспекты эволюции представлений о цвете и определить их роль в формировании образовательных стратегий. В работе применены методы исторического, сравнительного и статистического анализа, а также анкетирование студентов и преподавателей (n = 154). Установлено, что исторически обусловленная многогранность теории цвета (физическая, физиологическая, психологическая, культурологическая трактовки) должна находить системное отражение в учебных программах (r = 0,78; p < 0,01). При этом акцент следует делать на интегративном подходе, объединяющем традиционные и инновационные модели цветовосприятия (61% респондентов). Результаты исследования имеют значение для оптимизации преподавания цветоведения и повышения профессиональных компетенций учащихся творческих специальностей. Перспективы дальнейшей работы связаны с детализацией методических рекомендаций и их экспериментальной апробацией.

Сохранить в закладках
РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА (2025)
Выпуск: № 1 (110) (2025)
Авторы: Рупасова Яна Евгеньевна

Исследование интенсифицирует практику применения субъектно-ориентированных технологий в рамках подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в перспективе появления нового спектра профессий на основе междисциплинарности в самом обозримом будущем. Акцентируется необходимость развития субъектной позиции студентов бакалавриата как основы самоопределения и самоактуализации. Объясняется роль высшего образования в отечественной подготовке кадрового инновационного потенциала междисциплинарной направленности и необходимость методологического обоснования применения субъектно-ориентированных технологий в учебном процессе. Обозначены концептуальные основы нормативно-правовой документации, апеллирующие к необходимости пересмотра идей и принципов интерактивных технологий, ориентированных на активизацию позиции обучающихся и развитие их индивидуальности. Предлагается авторский анализ подходов к понятию «субъективно-ориентированные технологии», раскрыт его смысл, характерные особенности. Предпринята попытка представить этапы педагогического сопровождения актуализации субъектно-ориентированных технологий, обеспечивающие диалоговый, партнерский характер взаимодействия. Проанализирован кейс по реализации субъектно-ориентированных технологий с целью стимулирования активности, самостоятельности, ценностного отношения студентов бакалавриата четвертого года обучения к будущей профессиональной деятельности на примере направления подготовки 38.03.06 Торговое дело (ОП «Международная коммерция») на базе Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС (г Москва). Конкретизированы способы реализации субъектно-ориентированных технологий: работа над проектом, сюжетно-ролевая игра, кейс-технологии и средства - социальные медиа. Заявлены результаты применения субъектно-ориентированных технологий в попытке оценить положительное влияние на становление субъектности, процесс самоопределения и эффективную реализацию свободного выбора будущих специалистов в контексте профессиональной деятельности.

Сохранить в закладках