Архив статей журнала
Введение. В современном обществе можно наблюдать увеличение социальных требований к личности, при этом недостаточно проработана проблема изучения субъектности, исследование которой необходимо для формирования самостоятельной и инициативной личности, способной преобразовывать себя и социокультурную действительность. В зарубежных и отечественных исследованиях присутствует устойчивый научный и практический интерес к изучению субъектности, однако при этом отсутствует единое представление о сущности и структуре данного феномена.
Цель. Философское осмысление сущности и структуры субъектности.
Методы. В исследовании применяется сравнительный анализ философской и психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований. Новизна исследования. В работе проведен сравнительный анализ философских и психолого-педагогических концепций субъектности, определены предпосылки формирования понятия «субъектность». Показано разнонаправленное влияние цифровой среды на развитие субъектности современного человека.
Результаты. Субъектность является формой развития природного мира, обеспечивающей адаптацию и саморегуляцию достаточно сложных живых систем. Под субъектностью понимают свойство субъекта быть агентом действия. Ее основой выступает интенциональный акт, который может включать дескриптивные интенции и целенаправленную коммуникативную активность субъекта.
Выводы. В контексте человеческого бытия субъектность часто определяется как интегративное свойство, объединяющее в себе некоторый набор характеристик личности. Данные характеристики можно назвать компонентами субъектности, которые определяют ее структуру. К компонентам структуры субъектности можно отнести: сознательную активность, способность к рефлексии, заботу, выраженную в положительном эмоционально-ценностном отношении к себе и другому, осознание собственной индивидуальности (уникальности), свободу и ответственность (автономность), стремление к саморазвитию.
Введение. В зарубежных и отечественных исследованиях присутствует устойчивый научный и практический интерес к изучению субъектности, однако недостаточно представлены методы и приёмы, способствующие ее развитию на ценностно-смысловом уровне. В рамках данного исследования рассмотрены нарративные практики, которые являются эффективными способами развития субъектности. Нарративные практики направлены на осмысление прошлого опыта, развитие способности к целеполаганию и создания положительного настроя на будущее.
Цель. Раскрытие потенциала использования нарративных практик для развития субъектности.
Методы. В исследовании применяется сравнительный анализ философской и психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований. Новизна исследования. В работе расширено представление о нарративных практиках. Показано разнонаправленное влияние нарративных практик на развитие субъектности человека.
Результаты. Под субъектностью понимают свойство субъекта быть агентом действия. Субъектность служит условием самореализации личности, определения траектории развития, планирования жизнедеятельности в соответствии с выбранной системой ценностей. Развитие субъектности возможно через применение нарративных практик. Под нарративными практиками понимаются антропоцентрические подходы, представляющие собой совокупность приемов, направленных на осмысление и интерпретацию структуры, содержания и смысла жизненных историй.
Выводы. Нарративные практики оказывают положительное влияние на развитие субъектности, поскольку формируют осознанное и деятельностное отношение человека к миру и самому себе. В качестве нарративных практик могут выступать дневниковые записи, автобиографии, повествования с элементами исповеди, метод деконструкции доминирующих дискурсов. Они позволяют организовать жизненный опыт, определить систему ценностей, ставить цели, подбирать способы их осуществления, чувствовать себя автором собственной жизни.
Введение. В статье изложены результаты исследования, имевшего своей целью выработку философско-антропологической концепции, определяющей идеал «человека взрослого». Логика исследования включила проблематизацию самого понятия «человека взрослого», с уточнением его значения и очерчиванием границ его смыслового поля, при этом произведено различение проблемы антропологического модуса зрелости, или «человека взрослого », то есть способа бытия и состояния человека, противопоставляемого не детству, но способам бытия и состояниям незрелости, проявляющимся у взрослых, и проблематики философии и психологии возраста. Анализ модусов зрелости и незрелости в исследовании опирается преимущественно на феноменологический и диалектический подходы, первый из которых применен для обнаружения и анализа значимых для исследования проблемы феноменов человеческого бытия и включил, в частности, дескрипцию и анализ человеческой повседневности и социально-феноменологический метод, а второй позволил исследовать противоречивую, подвижную природу человека и развитие состояния «человека взрослого». Научной новизной в работе отличаются прежде всего выработанные автором основания исследования: комплексная антропологическая концепция, c утверждением «слоистости» опыта человека, способного интегрировать в себе бытийную множественность человека, и философская концепция субъектности; а также сама концепция антропологических модусов зрелости и незрелости. В результате исследования модус зрелости определен как полное выявление сущностных характеристик в каждом из слоев человеческого опыта, а также способности действия относительно другого/Других (функционирования в отношении мира), вследствие развития, реализующего развертывание человеческой субъектности.