Архив статей журнала
Вдохновленная «апофатическим поворотом» в теологии, философии и искусстве, а также экзистенциальной феноменологией, статья призывает нас смотреть на себя со стороны подобно актерам, чтобы позволить жизни или самому явлению воздействовать на нас. Этот тип апофатического мышления созвучен идеям норвежского философа Олафа Эйкеланда, когда он описывает «инсайдерское и практическое исследование активности». Апофатические возможности такого способа понимания исследования активности раскрываются в статье путем указания на три измерения: Знания, Бытия и Тайны, а также на четыре способа видения активности изнутри не только как «гносеологии», но и как «а-гносеологии». Последнее достигается глубоким чувством удивления, за которым следует то, что даосы называют У-Вэй, или «действие без усилий».
В статье проведен анализ основных мировых проблем и перспектив развития преподавания философии детям, обоснована актуальность внедрения философских практик, ее методов обучения в систему образования. Осуществлена теоретическая реконструкция основных положений, проблем и перспектив развития движения «Философия для детей» (p4c), представляющего особый интерес в связи с его наибольшей информативностью при освещении современного состояния преподавания философии детям.
Введение. Современные исследования вопросов преподавания философии детям приобретают большое значение по причине их актуальности в решении целого спектра современных образовательных проблем. Поиск новых приоритетных направлений преподавания философии детям преследует цель найти оптимальные способы коррекции современной системы образования путем демонстрации обоснования эффективности использования методов и подходов p4c.
Цель. Эксплицировать основные проблемы и перспективы, а также актуальность преподавания философии детям в современных условиях развития общества.
Методы. В работе использованы как общенаучные методы анализа и синтеза, так и методы компаративного анализа и теоретической реконструкции. Научная новизна исследования. В статье осуществлена теоретическая реконструкция и проведен анализ основных проблем преподавания философии детям, обоснована актуальность внедрения идей и методов p4c в систему до- и школьного образования с целью компенсировать недостатки информационных подходов обучения и формирования у детей востребованных навыков и умений.
Результаты. Обоснована актуальность применения идей и методов p4c в до- и школьном обучении, продемонстрированы преимущества ее подходов в решении ряда образовательных и воспитательных проблем, эффективность использования философского инструментария в развитии и обучении детей.
Выводы. Акцентуации на теме преподавания философии детям позволили установить ряд закономерных вопросов педагогического, методологического, этического, политического и др. характера, от решения которых зависит выбор приоритетных направлений развития и преобразования современной системы образования, решение актуальных проблем, без коррекции которых большая часть детей может лишиться значительного культурного и интеллектуального опыта.
Введение. Стремительная динамика мира настоящего времени ведет к его усложнению и конструированию. Реальность оказывается сотканной из множества фрагментов-цитат, представляя собой коллаж, который человек творит и постигает через призму различных текстов. На первый план выходят постоянно трансформируемые формы, и, как следствие, допускается множественность смыслов. Непрерывно порождаются модели мира, замещающие актуальную реальность множеством зрелищных симулякров. Отмечается поиск путей осмысления реальности через выявление маркеров ее трансформаций и понимание становится основой онтологии и одним из доминант сознания последней четверти ХХ и первой - XXI столетия. Одним из маркеров трансформаций социальной реальности становятся знаки и символы субкультуры, детерминированные контекстом культуры и предъявляемые различными средствами.
Цель. Показать маркеры трансформации социума тотальной коммуникации.
Методы. Методологические рамки - герменевтический подход Г. Гадамера и положения социальной семиотики М. Халлидэя к кодированию/ декодированию смыслов операторовмаркеров социальных трансформаций. Кроме того, использованы в работе и другие методы - методы аналогии, анализа и синтеза. Фрагменты исследования, посвященные изучению шансона как креолизованного текста, потребовали применения системного метода. Научная новизна исследования. Авторами выявлена специфика шансона как креолизованного текста. Представлено понимание субкультуры как маркера трансформаций социальной реальности, которая манифестируется знаковосимволическими формами непрерывно порождаемых креолизованных текстов благодаря технике и технологиям коммуникации.
Результаты. Маркеры трансформаций социальной реальности репрезентируют их в формате креолизованных текстов. Транслируемое в них наполняется человеком и, следовательно, нарастает его ответственность за их содержание. Семиотическая методология на основе синтеза интеллектуального капитала герменевтики и лингвистики позволяет рассматривать их как продукт знаково-символической деятельности человека и декодировать содержание.
Выводы. Специфика человеческого бытия детерминирована существованием человека в языковом аспекте окружающего его мира - мир дан языком, что предполагает поиски смысла и понимания мира. Мышление и язык онтологически связаны: смысл выражается языковыми средствами. Хотя природа маркеров трансформаций социальной реальности различна, тем не менее она предъявлена и оформлена как текст, понимание которого один из способов постижения социальной реальности.
Введение. Инновационизм в различных областях жизнедеятельности общества изменил как природную, так и социальную среду. Скорость перемен в новом информационно-коммуникативном поле является причиной возникновения множества вопросов, связанных с изучением проблем общества и машины, выяснением места искусственного интеллекта в социальных отношениях. Эти процессы стимулировали появление философских исследований, предметом изучения которых являлся человек, современные технологии, сценарии развития общества, социокультурные и политико-правовые формы его организации. С 90-х гг. ХХ в. на Западе и позднее в России формируется трансгуманистическая концепция, особым образом связывающее человека, социум и технологии. Представители трансгуманизма изучают технические разработки человеческого бессмертия и выстраивают модели совершенного человека, преследуя в качестве цели избавление его от страданий и болезней. Трансгуманистические перспективы актуализируют необходимость обстоятельной, конструктивно-критической оценки возможных достоинств и рисков технологического развития и его воздействие на политико-правовое устройство. В этой связи принципиально важна способность к видению и вычленению особенностей этого процесса и последующей рефлексии. Цель.
Цель статьи - рассмотреть политико-правовые трансформации в контексте взаимодействия современных технологий и социума через призму трансгуманистических перспектив, выявить возможные направления философской рефлексии политико-правовых модусов современности.
Методы. Для достижения поставленной цели исследования были использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование. В статье также применялся институционально-функциональный и системно-структурный подходы, метод интерпретации и контент-анализа. Аналитика общественного мнения и специальной маркировки искусственного интеллекта была проведена с помощью обращений к сетевому контенту (социальные сети, блоги, форумы). Каналы коммуникации воспроизводят сообщения, упоминающие о современных технологиях с точки зрения обывательского мировосприятия, основанного на транслируемых в обществе стереотипах и влиянии популярной культуры. Контент-анализ выявил актуальность спектра маркировки относительно системы искусственного интеллекта, включающей глаголы «создаст », «уничтожит», «поможет», «поработит». По поводу сферы труда, права и политики позиции расходятся от откровенного алармизма до утопических образов социальной благоустроенности. Научная новизна исследования. В данной статье анализируются перспективы рассмотрения феномена социальных трансформаций, формы их репрезентации через политические и правовые взгляды на примере трансгуманизма.
Результаты. Автором сделана попытка дать комплексное описание социальных изменений в области государственного управления, правового регулирования, правосубъектности и юридической ответственности, социального равенства участников правоотношений через специфическое преломление этих социальных явлений в трансгуманистических идеях. Перечисляется спектр основных проблем, находящихся в сфере интересов трансгуманистического мировоззрения.
Выводы. Обращение к модернизационным стратегиям на примере трансгуманизма является закономерной и необходимой потребностью в политико-правовой сфере, в частности. В процессе анализа был обозначен широкий спектр проблем, которые актуализируют социальные и аксиологические и антропологические оптики исследований. Многообразные формы трансгуманистических политических направлений выступают как проявления социально-правовой рефлексии на интенсификацию инновационизма, который способен радикально изменить человеческую природу.