Архив статей журнала
Сингапур, будучи многонациональным государством, представляет собой уникальный пример успешной этнической и национальной политики. С момента обретения независимости в 1965 г., Сингапур стремился к созданию гармоничного общества. Одной из ключевых особенностей этнической политики Сингапура является принцип мультикультурализма. Этот подход не только способствует социальной гармонии, но и формирует уникальную идентичность Сингапура как многонационального государства. Одной из ключевых особенностей мультикультурализма в Сингапуре является его официальная поддержка на уровне государственной политики. Правительство внедрило ряд законов и инициатив, направленных на обеспечение равных прав для всех этнических групп.
В статье приведена характеристика межнациональных отношений во Вьетнаме и политики государства в этой сфере. Показаны его этнический состав, гарантии равноправия, межнационального мира и согласия через развитие языков, письменности, культуры, свободу вероисповедания и участия в органах власти. Дана оценка проблемы национальной автономии и самоопределения. Раскрыты противоречивые тенденции, специфика межнациональных конфликтов, особенно их рост на антикитайской почве. Выявлены особенности реакции властей на попытки внешних сил внести раскол в общество по национальному и религиозному признаку.
Индия сегодня - это динамично развивающаяся страна с эффективной экономикой и стабильной политической системой, основанной на принципах представительной демократии и федерализма. Индийское общество представлено индуистами, мусульманами, христианами, сикхами и др. Индуисты разделены на множество каст и четыре варны. Конституция объявила дискриминацию на основе касты незаконной. Разобщенность индийского общества воздействует на общественное развитие. В основу единого федерального государственного устройства положен национально-территориальный принцип. Британские колониальные чиновники были убеждены в том, что после их ухода Индия распадется на десятки самостоятельных государств. Однако Конституция заложила основы единства страны, формирования республиканского строя и утверждения парламентской демократии. Она предусматривает сильный центр и автономные штаты, полномочия которых четко разграничены. В состав Индии вошли княжества; Джамму и Кашмир получил особый статус в соответствии со статьей 370 Конституции Индии. В 2019 г. эта статья была отменена и образованы две союзных территории - Джамму и Кашмир и Ладакх с целью большей интеграции их в состав Индии. В 1962 г. был создан Совет национальной интеграции для обсуждения проблем общинности, кастовой системы, терроризма, поликонфессиональности и языковой разобщенности. После прихода к власти БДП Совет фактически перестал существовать. Главным для индийского государства остается сохранение территориальной целостности и единства страны.
Китайская Народная Республика создавалась как единое многонациональное государство, в котором проживает 56 национальностей с подавляющим численным большинством ханьцев (китайцев). Вместе с другими национальностями ханьцы образуют «китайскую нацию», которая весьма разнообразна, а территория расселения неханьских национальностей охватывает не менее 60% всей площади республики. При создании новой китайской государственности лидеры КПК отказались от ленинского принципа права наций на самоопределение. Вместо него неханьским национальностям предоставлено право на создание автономных единиц различных ступеней с наделением их широкими правомочиями и правом на развитие своего языка, обычаев, традиций, религии. Все это позволило Китаю сохранить свою государственность от распада по примеру СССР, обеспечить мирное и гармоничное существование разных национальностей в рамках одного унитарного государства.
Формула межнационального мира в нашей стране - результат многовековых усилий поколений наших соотечественников. Это величайшее наследие, которое мы обязаны сохранить и передать нашим потомкам. Российский народ формировался естественным путем, интегрируя и консолидируя многочисленные этносы, населявшие нашу страну, которая и сегодня остается самой большой по территории в мире. Многие страны Востока, с которыми у нас сложились прочные и взаимовыгодные партнерские отношения, имеют богатый позитивный опыт в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. Этот гармонизирующий опыт очень важен в условиях нынешнего международного кризиса и роста напряженности. Знакомство с этой сферой государственного устройства стран-партнеров будет способствовать развитию наших отношений как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних институтов многополярного и справедливого мира.
Статья посвящена анализу влияния глобального демографического старения на политические процессы, социальные приоритеты и международные отношения. В условиях увеличения доли пожилого населения в большинстве стран мира происходит трансформация электорального поведения, усиление геронтократических тенденций и перераспределение бюджетных расходов в пользу социального сектора, что ограничивает возможности для проведения реформ и активной внешней политики. В работе рассмотрены стратегии адаптации национальных государств к старению населения, обосновано, что старение населения становится системным вызовом XXI века, требующим комплексного, международно согласованного ответа на уровне как внутренней, так и внешней политики.
В статье представлены результаты социологических опросов (2017-2025 гг.) представителей частного бизнеса - частных хозяйствующих субъектов (ЧХС), посвященных оценке результативности государственного контроля (надзора) - далее также ГК(Н). Авторы приводят итоги анализа мнения ЧХС в части оценки ими издержек предприятий в связи с проведением на них контрольно-надзорных и профилактических мероприятий государственного контроля (надзора), влияния этих мероприятий на безопасность продукции для потребителей, безопасности производственного процесса (в т. ч. безопасность на рабочем месте), безопасности производственных объектов. Результаты исследования показывают, что совершенствование ГК(Н) привело к сокращению затрат частного бизнеса при проведении мероприятий ГК(Н). На сокращение издержек предприятий в ходе ГК(Н) положительное влияние оказывает все более активное использование профилактических мероприятий взамен контрольных. Это сокращение проявляется в меньших затратах времени персонала предприятий в ходе мероприятий контрольно-надзорных органов (КНО), в отсутствии изменений в режиме их работы, в меньших материальных издержках предприятий. Вместе с тем большинство контролируемых лиц по-прежнему не видят значимых изменений в безопасности источников риска для охраняемых законом ценностей по итогам проведения мероприятий КНО.
В статье приводятся результаты исследования формирования представлений о политической партии через систему символов, ассоциирующихся с этой партией в сознании граждан. Образ политической партии имеет как рациональную составляющую, которая достаточно четко фиксируется на вербальном уровне, так и такие его особенности, которые полностью не осознаются респондентами и могут отражаться в изображениях в виде символов. Символ в данном случае выступает в качестве не детализированного образа, своеобразного обобщения представления о сущности партии, который, помимо содержания, включает в себя оценочный (позитив - негатив) и идентификационный («свои» - «чужие») компоненты.
Создание Зангезурского коридора представляет собой сложный геополитический процесс, который выходит за рамки простого инфраструктурного проекта и является отражением геополитической конкуренции Ирана и стран НАТО на Кавказе. На протяжении многих лет Турция стремится изменить баланс сил на Кавказе, продвигая политику блока НАТО в регионе. Страны военно-политического блока не хотят учитывать важный факт, что государства Южного Кавказа являются постсоветским пространством, и данный регион граничит с Российской Федерацией. Азербайджан и Турция рассматривают коридор как стратегический инструмент для региональной интеграции и укрепления своих геополитических позиций. Армения, напротив, воспринимает данный проект как угрозу территориальной целостности, что еще больше обостряет конфликтную динамику в двусторонних отношениях с Азербайджаном. В свою очередь, Иран находится в оппозиции по отношению к геополитическим планам Азербайджана и Турции, т. к. опасается изменения регионального транзитного порядка и ослабления собственных позиций на Южном Кавказе. И тут важно обозначить, что Российская Федерация является единственной страной, которая имеет моральные и политические основания участвовать в региональных процессах Южного Кавказа: Россия стремится сохранить стратегическое равновесие на Южном Кавказе, минимизируя уровень эскалации в регионе, а также является единственной страной, которая обладает высоким уровнем профессионализма в ведении миротворческих миссий и поиске путей по стабилизации политических процессов в регионах.
Статья посвящена исследованию внешнеполитических институтов в Румынии, особенностям их формирования и взаимодействия через призму официальных и доктринальных документов. Автор делает вывод о специфичном устройстве процесса формирования и реализации внешней политики, особой роли института Президента, а также слабом аналитическом обеспечении внешнеполитической деятельности.
В течение последних нескольких лет политика США в отношении Китая претерпевает концептуальное переосмысление. Нарастание соперничества при наличии глубоких экономических и культурных связей способствует размышлению в американском экспертно-аналитическом сообществе о возможных алгоритмах развития двусторонних отношений для минимизации риска военного столкновения. Концепция управляемого соперничества - один из вариантов. Она предполагает сохранение сотрудничества в большинстве ныне существующих сфер двусторонних отношений с условием создания договорно-правовых механизмов для их регулирования.
В статье проводится анализ проблем корпоративного лоббизма с позиций неоинституционального и коммуникативного подходов. Автор обосновывает тезис, что предметное поле исследований теоретического лоббизма должно распространяться на сферу чрезвычайных и кризисных ситуаций, включая их нормативный институциональный дизайн и коммуникативные практики. В работе предлагаются меры по институционализации отношений власти и бизнеса на случай возникновения потребности введения ограничительных мер со стороны государства в связи с чрезвычайными вызовами для общества и государства, такими как пандемия, террористические акты, гражданские конфликты. Автор доказывает необходимость системы отлаженных горизонтально-вертикальных институциональных связей между органами власти и корпорациями, позволяющей быстро наладить коммуникацию между властью и обществом, оперативно принимать нужные управленческие решения.