Архив статей журнала

Специализированное знание как фактор интеграции профессионального сообщества деятелей искусства (2025)
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Авторы: Квятковский Георгий Юрьевич, Яковлева Татьяна Анатольевна

Введение. Содержание понятия «специализированное знание» и его состав являются предметом многочисленных дискуссий, касающихся его сущности и состава, формы лингвистической репрезентации, а также сочетания с другими типами знания в деятельности конкретных сообществ. Эмпирический опыт исследования авторами художественных сообществ показывает, что творческая и инструментальная деятельность членов художественных сообществ сочетает в себе элементы разных видов знания, в первую очередь, научного, специализированного, обыденного, художественного, из которых специализированное знание к настоящему времени описано наименее полно, в то время как именно эта разновидность знания способствует интеграции и самоосознанию художественного сообщества. Описание деятельности художественных сообществ, таким образом, требует уточнения состава и бытийных характеристик специализированного профессионального знания.

Материалы и методы. Представленное исследование опирается на философские представления об эмпирическом знании, его сущности и формах бытования, использованы методы абстрагирования и анализа, сравнительный метод, элементы биографического метода, контент-анализ сайтов художественных профессиональных сообществ.

Результаты исследования. Специализированное знание имеет преимущественно эмпирический характер, а реальные формы его бытования позволяют утверждать его специфические логико-гносеологические и социально-коммуникативные основания. Первые соответствуют формам бытования эмпирического знания, адаптированным к конкретному виду деятельности (факты, закономерности, законы, феноменологические теории, специфические для данного вида деятельности), вторые определяются функциональной ролью субъекта в процессе художественного производства и воспроизводства и представлены в виде задач хранения и распределения специализированного знания, представления специализированного знания в мире повседневных операций, формирования и поддержания единства художественного сообщества. Успешное решение поставленных задач позволяет утверждать наличие у сообщества как коллективного субъекта деятельности специфической коммуникативной рациональности, позволяющей не только принимать решения инструментального характера, но и образовывать специфические моральные конвенции, регулирующие вопросы коллективной и индивидуальной ответственности.

Обсуждение и заключения. Изучение специализированного знания в контексте деятельности художественного сообщества позволяет уточнить характеристики специализированного знания, определить его роль в процессах саморегуляции художественного сообщества, а также поставить вопрос о процессах взаимодействия разных типов знания в деятельности сообщества и его отдельного представителя.

Сохранить в закладках
Персонализм метафизический и персонализм экзистенциальный (2025)
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Авторы: Семикопов Даниил Викторович, Спирин Василий Константинович

Введение. Актуальность исследования феномена философского персонализма связана с тем, что персонализм – многозначное философское понятие, применяемое в разных контекстах. Он может обозначать как характерную черту мировоззрения (так, например, весьма часто приходится слышать, что для христианского мировоззрения характерен персонализм), так и учение отдельной философской школы (например, французского или русского персонализма). Наконец, персонализм может употребляться в качестве термина, характеризующего учение того или иного мыслителя о личности. Само применение данной категории в отечественной и западной философских традициях имеет определённую разницу. Чтобы понять суть данных разделений и вынести некое мнение по поводу истинности дефиниций, необходимо обратиться к истории вопроса.

Материалы и методы. В качестве методологического базиса использован герменевтический (авторский перевод и интерпретация иноязычных текстов); общенаучные методы: аналитический, синтеза, обобщения; частнонаучные методы: реконструкции философских воззрений западных философов конца XVII – начала XIX веков в сочетании с сравнительно-историческим методом.

Результаты исследования. В исследовании предлагается анализ перехода от субстанциональной модели личности к экзистенциальной. Учение об автономном субъекте имеет своим истоком философию Декарта и получает развитие в новоевропейской философии, находя полноту выражения в трансцендентальной антропологии Канта. Персонализм формируется как своего рода теологическая реакция на рационализм и материалистические тенденции, характерные для данной линии развития философии. Так в опровержение монизма Спинозы возникает плюралистическая монадология Лейбница, являющаяся основой метафизического персонализма. Подобным же образом, в результате споров вокруг пантеизма Спинозы и рациональной религиозности Канта формируется теистический персонализм И. Гамана и Ф. Якоби, ставший основой традиции, приведшей к экзистенциальному персонализму.

Обсуждение и заключения. В результате исследования можно сделать ряд выводов. Так, можно говорить о субстанциональном персонализме христианской традиции, с его учением о человеческой ипостаси, обладающей индивидуальными телом и душой; о метафизическом персонализме, имеющем своей основой монадологию Лейбница, и об экзистенциальном персонализме, формирующемся в противостоянии с субъективизмом и рационализмом Канта в религиозно-философской мысли И. Гамана и Ф. Якоби.

Сохранить в закладках
Шиваизм в России: истоки и современность (2025)
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Авторы: Чистяков Сергей Сергеевич

Введение. Взаимоотношения России и Индии всегда рассматривались не только как один из элементов стратегического сотрудничества, но и как основа единства фундаментальных ценностей двух обществ. В России в последние десятилетия возникло множество культурно-религиозных организаций, основанных на философско-религиозных традициях индийской культуры. Растет число людей, интересующихся духовными аспектами, философией и практиками йоги, которые складываются в контексте индуизма. Индуизм включает в себя древние и противоречивые обычаи и ценности, которые в большей степени отражают накопленный опыт эпох, нежели события какого-либо десятилетия или столетия. В связи с культурно-религиозной интеграцией современный человек все более часто выбирает несвойственную его этносу религиозную традицию. Одним из примеров такого выбора является древняя, благочестивая, а иногда аскетическая и эксцентричная традиция индуизма – шиваизм.

Материалы и методы. Теоретико-методологической основой статьи послужили работы по философии культуры и философской антропологии, посвященные исследованию сущности восточно-индийской религиозности в российском социокультурном пространстве.

Результаты исследования. Индуизм как одно из основных религиозных течений Индии подразделяется на основные три направления – вишнуизм, шактизм и шиваизм. Данные направления индуизма признаются равноценными. Каждое из направлений имеет свои священные тексты, символику и ритуалы. Мы считаем целесообразным исследовать одно из самых древних философско-религиозных учений индуизма – шиваизм. Почитание индуистского бога Шивы на территории России мы наблюдаем в множественных неоориенталистических культах. Но в то же время одним из наиболее прогрессивных направлений шиваитских учений является кашмирский шиваизм. Работы по кашмирскому шиваизму продолжают привлекать внимание как ученых, специализирующихся на исторической перспективе индийской философии, так и религиоведов, и экспертов по восточным религиозных текстам, демонстрируя свою значимость и привлекательность для широкого круга исследователей.

Обсуждение и заключения. Индийская культура на протяжении веков развивала философские и духовные идеи внутри страны, что привело к уникальному синтезу традиций, верований и обычаев. Данное многообразие выразилось в широком спектре религий, таких как буддизм, сикхизм, джайнизм и, конечно, в многогранный индуизм.

Сохранить в закладках
Закономерности развития религиозной культуры в современном обществе: проблемы систематизации и философского осмысления (2024)
Выпуск: Том 12, № 1 (2024)
Авторы: Грязнова Елена Владимировна, Березкин Сергей Николаевич

Введение. Религиозная культура сегодня становится одним из важнейших предметов изучения философской науки. Философская методология позволяет систематизировать имеющиеся знания не только философского, но и общенаучного, частнонаучного уровня. Проведенный аналитический обзор научных публикаций, посвященных выявлению законов, закономерностей и принципов развития религиозной культуры на современном этапе, показал, что их много, но они разрозненны и очень разноплановы. Поэтому проблема философского осмысления феномена религиозной культуры на современном этапе развития общества является крайне актуальной задачей. Целью исследования является изучение отечественных и зарубежных публикаций, посвященных исследованию закономерностей развития религиозной культуры на современном этапе, и выявление возможности их систематизации на основе философской методологии.

Материалы и методы. В качестве основных методов исследования применялись методы аналитического обзора, анализа, обобщения и сравнения, а также диалектический метод.

Результаты исследования. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что применение философской методологии в изучении законов, закономерностей и принципов развития религиозной культуры в современном обществе позволяет выстроить их многомерную типологию, включающую несколько уровней: цивилизационный, социальный, антропологический. На каждом из уровней предоставляется возможность изучения диалектических отношений как внутри религиозной культуры, так и между ней и другими явлениями, что и позволит выйти на определение законов и закономерностей ее развития на каждом из уровней, а также между ними, позволит проводить прогностический анализ возможных дальнейших траекторий развития данного феномена, его влияния на судьбу человека и цивилизации.

Обсуждение и заключения. Этот сложный системный анализ станет предметом исследований не только авторов статьи, но и научных школ, которые существуют на базе Мининского университета. Результаты данного исследования станут основой изучения религиозной культуры в таких направлениях научной деятельности университета, как философия культуры, религиоведение, философия религии, социальная философия, история философии, философская антропология, теология, педагогические и психологические науки.

Сохранить в закладках
«Школа парижского богословия» в оценках западных и отечественных исследователей (2024)
Выпуск: Том 12, № 1 (2024)
Авторы: Пешков Алексей Адольфович

Введение. В статье анализируются подходы западных и отечественных исследователей в оценках релевантности определения – «школа Парижского богословия». В контексте анализа этих подходов рассматривается правомочность и объективность оценок как идей «парижской школы», так и самого концепта «школа Парижского богословия». Особый акцент делается на анализе предложенной западными учеными бинарной схемы «модернизм-традиционализм» в оценках «Парижской школы богословия».

Материалы и методы. Материалом для статьи послужили работы представителей «Парижской школы», С. Булгакова, Г. В. Флоровского, а также работы западных и отечественных исследователей. Статья анализирует работы П. Вальера, К. Штекль, С. С. Хоружего, А. А. Аржаковского, И. В. Голубович, Г. Каприева, Э. Лаут, В. Сузи и др. В статье использовались методы системного и сравнительного анализа, обобщения и историко-философского анализа.

Результаты исследования. Проведенное исследование показывает, что по отношению к феномену «Парижской школы» в западной и отечественной мысли сложился ряд направлений. Тон дискуссии здесь задает подход П. Вальера, который отрицает релевантность этого понятия, указывая на отсутствие в «парижской школе» идейного единства. В то же время в отечественной мысли и у ряда западных ученых сложилось восприятие «парижской школы богословия» как целостного феномена. Дискуссия вокруг понятия «парижская школа», которая идет в наши дни, это во многом вопрос о месте и роли в современности философии и теологии русской эмиграции. Зачастую диаметральная противоположность анализируемых здесь мнений обусловлена философской традицией, которую разделяют авторы высказываний.

Обсуждение и заключения. Автору удалось провести историографическое исследование основных направлений в оценках релевантности концепта «парижская школа богословия». В результате систематического анализа подходов в данной проблеме была предложена оригинальная классификация, в основании которой лежит четкое выделение и анализ двух методологически обусловленных направлений в оценках исторической реальности «парижской школы».

Сохранить в закладках
Опыт апробации контент-анализа в исследовании концепции «Русская идея» (2024)
Выпуск: Том 12, № 1 (2024)
Авторы: Хамидулин Артем Маратович, Бабаева Анастасия Валентиновна

Введение. Статья посвящена проблеме формулировки содержательного аспекта Русской идеи. Актуальность текста определена тем обстоятельством, что в исследовательской литературе до сих пор не существует адекватного понимания, что должно быть включено в содержание концепции. Более того, само существование Русской идеи является проблемной зоной для отечественной философской традиции.

Материалы и методы. Авторы апробируют оригинальный подход к исследованию феномена, который заключается применении количественных инструментов к исследованию глубинных смыслов русской цивилизации. Сбор материала осуществлялся на основе 26 текстов предстателей отечественной мысли разных исторических эпох и различных мировоззренческих позиций. Базовой идеей, фундирующей исследование, являлся тезис, согласно которому Русская идея представляет собой метанарратив с 1000-летней историей, в этой связи была выдвинута гипотеза, что ни один из существующих текстов не может быть рассмотрен в качестве исчерпывающего и полностью отражающего концепцию «Русская идея». На этом основании авторы статьи анализировали все тексты-источники как отдельные главы единого повествования о судьбе русской цивилизации и ее роли во всемирном историческом процессе.

Результаты исследования. Сбор и обработка представленных в статье данных осуществлялись с помощью онлайн-ресурсов: https://miratext. ru/ и https://istio. com/. Несмотря на схожесть алгоритмов работы ресурсов, тем не менее были получены различные результаты. В процессе автоматического и ручного просмотра был сформирован топ-20 высокочастотных и релевантных слов по каждому из источников, категории систематизированы и представлены в списочно-табличном варианте и формате облака слов. Было выявлено, что, хотя анализируемые тексты объединены единой тематикой «Русская идея», не найдено ни одного понятия, которое было бы общим для всех анализируемых источников. В качестве наиболее частотных понятий следует отметить следующие: «человек», «русский», «Россия», «жизнь» и «народ». Эти слова, согласно обеим программам, оказались в топе объединенного семантического ядра всех 26 источников. Исследование показало, что эти понятия являются объединяющими для всех рассмотренных текстов.

Обсуждение и заключения. Представленные результаты демонстрируют перспективность применения количественных методов, которые позволяют уточнять смысловое наполнение концепции «Русская идея».

Сохранить в закладках