Архив статей журнала

Персонализм метафизический и персонализм экзистенциальный (2025)
Выпуск: Том 13, № 2 (2025)
Авторы: Семикопов Даниил Викторович, Спирин Василий Константинович

Введение. Актуальность исследования феномена философского персонализма связана с тем, что персонализм – многозначное философское понятие, применяемое в разных контекстах. Он может обозначать как характерную черту мировоззрения (так, например, весьма часто приходится слышать, что для христианского мировоззрения характерен персонализм), так и учение отдельной философской школы (например, французского или русского персонализма). Наконец, персонализм может употребляться в качестве термина, характеризующего учение того или иного мыслителя о личности. Само применение данной категории в отечественной и западной философских традициях имеет определённую разницу. Чтобы понять суть данных разделений и вынести некое мнение по поводу истинности дефиниций, необходимо обратиться к истории вопроса.

Материалы и методы. В качестве методологического базиса использован герменевтический (авторский перевод и интерпретация иноязычных текстов); общенаучные методы: аналитический, синтеза, обобщения; частнонаучные методы: реконструкции философских воззрений западных философов конца XVII – начала XIX веков в сочетании с сравнительно-историческим методом.

Результаты исследования. В исследовании предлагается анализ перехода от субстанциональной модели личности к экзистенциальной. Учение об автономном субъекте имеет своим истоком философию Декарта и получает развитие в новоевропейской философии, находя полноту выражения в трансцендентальной антропологии Канта. Персонализм формируется как своего рода теологическая реакция на рационализм и материалистические тенденции, характерные для данной линии развития философии. Так в опровержение монизма Спинозы возникает плюралистическая монадология Лейбница, являющаяся основой метафизического персонализма. Подобным же образом, в результате споров вокруг пантеизма Спинозы и рациональной религиозности Канта формируется теистический персонализм И. Гамана и Ф. Якоби, ставший основой традиции, приведшей к экзистенциальному персонализму.

Обсуждение и заключения. В результате исследования можно сделать ряд выводов. Так, можно говорить о субстанциональном персонализме христианской традиции, с его учением о человеческой ипостаси, обладающей индивидуальными телом и душой; о метафизическом персонализме, имеющем своей основой монадологию Лейбница, и об экзистенциальном персонализме, формирующемся в противостоянии с субъективизмом и рационализмом Канта в религиозно-философской мысли И. Гамана и Ф. Якоби.

Сохранить в закладках
Опыт апробации контент-анализа в исследовании концепции «Русская идея» (2024)
Выпуск: Том 12, № 1 (2024)
Авторы: Хамидулин Артем Маратович, Бабаева Анастасия Валентиновна

Введение. Статья посвящена проблеме формулировки содержательного аспекта Русской идеи. Актуальность текста определена тем обстоятельством, что в исследовательской литературе до сих пор не существует адекватного понимания, что должно быть включено в содержание концепции. Более того, само существование Русской идеи является проблемной зоной для отечественной философской традиции.

Материалы и методы. Авторы апробируют оригинальный подход к исследованию феномена, который заключается применении количественных инструментов к исследованию глубинных смыслов русской цивилизации. Сбор материала осуществлялся на основе 26 текстов предстателей отечественной мысли разных исторических эпох и различных мировоззренческих позиций. Базовой идеей, фундирующей исследование, являлся тезис, согласно которому Русская идея представляет собой метанарратив с 1000-летней историей, в этой связи была выдвинута гипотеза, что ни один из существующих текстов не может быть рассмотрен в качестве исчерпывающего и полностью отражающего концепцию «Русская идея». На этом основании авторы статьи анализировали все тексты-источники как отдельные главы единого повествования о судьбе русской цивилизации и ее роли во всемирном историческом процессе.

Результаты исследования. Сбор и обработка представленных в статье данных осуществлялись с помощью онлайн-ресурсов: https://miratext. ru/ и https://istio. com/. Несмотря на схожесть алгоритмов работы ресурсов, тем не менее были получены различные результаты. В процессе автоматического и ручного просмотра был сформирован топ-20 высокочастотных и релевантных слов по каждому из источников, категории систематизированы и представлены в списочно-табличном варианте и формате облака слов. Было выявлено, что, хотя анализируемые тексты объединены единой тематикой «Русская идея», не найдено ни одного понятия, которое было бы общим для всех анализируемых источников. В качестве наиболее частотных понятий следует отметить следующие: «человек», «русский», «Россия», «жизнь» и «народ». Эти слова, согласно обеим программам, оказались в топе объединенного семантического ядра всех 26 источников. Исследование показало, что эти понятия являются объединяющими для всех рассмотренных текстов.

Обсуждение и заключения. Представленные результаты демонстрируют перспективность применения количественных методов, которые позволяют уточнять смысловое наполнение концепции «Русская идея».

Сохранить в закладках