Архив статей журнала
В условиях быстрого развития науки, технологий, профессиональной сферы требования к специалистам высшей квалификации постоянно возрастают. В современном образовательном пространстве профессионально-личностное развитие аспирантов стало важной темой для обсуждения в различных научных отраслях, особенно в контексте полипарадигмальности их педагогического сопровождения. Цель статьи: проанализировать ключевые аспекты вариативности в профессионально-личностном развитии аспирантов и определить подходы к их педагогическому сопровождению, учитывающие многообразие современных образовательных парадигм. В статье рассматриваются ключевые аспекты полипарадигмальности в педагогике высшей школы; роль и значение полипарадигмального подхода в педагогическом сопровождении профессионально-личностного развития аспирантов, а также его влияние на их профессиональный и личностный рост; представлена концепция полипарадигмального педагогического сопровождения, которое, опираясь на ключевые идеи различных парадигм (парадигмы субъектности, парадигмы социального научения и моделирование поведения; парадигмы метапознания; когнитивно-поведенческой парадигмы, гуманистической парадигмы, коннективистской парадигмы; информационно-цифровой парадигмы; личностно ориентированной парадигмы, конструктивистской парадигмы, компетентностной парадигмы, и др.), может предложить многообразие подходов, стратегий, методов, технологий для вариативной педподдержки аспирантов в их профессиональной социализации. В завершении статьи делается вывод: полипарадигмальное педсопровождение профессионально-личностного развития аспирантов должно отражать объективно-обусловленный, целесообразный синтез различных парадигм, обеспечивая комплексный подход к персонально-индивидуальному развитию обучающихся.
Современная система образования характеризуется возрастающими требованиями к качеству и результативности образовательного процесса (в том числе и в аспирантуре), что актуализирует необходимость использования научно обоснованных методологических подходов к проектированию и реализации образовательных программ. В этом контексте особое значение приобретает интеграция фрактально-резонансной методологии (ФРМ) и концепции педагогического дизайна (ПД). В статье рассмотрены механизмы синтеза необихевиористического, когнитивистского и конструктивистского подходов в рамках теории и практики педдизайна, а также три ключевых подхода к педпроектированию в концепции педдизайна: «от задачи», «от типа деятельности» и «от образовательных результатов», проанализированы их особенности, преимущества и ограничения. Фрактально-резонансная методология (ФРМ) проектирования образовательного процесса основывается на принципах, заимствованных из теории фракталов и концепции резонанса. В статье рассмотрена сущность данной методологии, ее ключевые аспекты, принципы, возможности и дидактические механизмы реализации в образовательном процессе аспирантуры. В содержании статьи анализируется, как применение четырёхкомпонентной модели дизайна обучения (4С/ID), основанной на теории когнитивной нагрузки Эдварда Свеллера и теории мультимедийного обучения Ричарда Майера, может улучшить образовательный процесс в аспирантуре и помочь обучающимся эффективно справляться с изучаемыми темами.
Эпистемическая культура, основанная на принципах энактивизма, становится важным компонентом профессионального становления специалиста (выпускника программ психолого-педагогической магистратуры), позволяя педагогам-психологам не только интегрировать разнообразные знания и практики, но и активно участвовать в их формировании. В условиях глобальных изменений и вызовов, с которыми сталкивается современное общество, энактивизм становится важным инструментом для достижения качественного образования и подготовки будущих специалистов. В статье рассмотрена сущность современного энактивизма как философского направления и его значимость для развития эпистемической культуры педагогов-психологов, обучающихся в магистратуре; приведены постулаты (постулат о неразделимости субъекта и объекта; постулат о когнитивности как действии; постулат о коразвитии; постулат о воплощенности, или постулат о эмбодименте) и принципы (принцип когнитивного симбиоза; принцип конструирования знаний; принцип значимости опыта и взаимодействия; принцип динамичности знаний) энактивного подхода к проектированию и реализации образовательного процесса магистратуры. Автор делает вывод: энактивистская философия познания, будучи включенной в систему магистерской подготовки педагогов-психологов, способствует становлению их эпистемической культуры, характеризующейся рефлексивностью, креативностью, холистичностью, открытостью к диалогу, взаимодействию и сотрудничеству, что, в свою очередь, обеспечивает высокое качество психолого-педагогического сопровождения личности в условиях нарастающей сложности и неопределённости современного мира.